Является ли нововведением коллективное дуа после фарз-намаза?

Вопрос: Я хочу задать вопрос, который меня смущает: является ли чтение дуа после совершения коллективного намаза нововведением (бид’а)? Я в растерянности, поскольку некоторые ссылаются на то, что пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует,  никогда не читал дуа во время коллективного намаза.

Ответ: Во имя Аллаха Милостивого ко всем на этом свете и только к верующим – на том. Давайте разделим ответ на три части. В первой части поговорим о чтении дуа после обязательных (фарз) намазов, во второй части рассмотрим вопрос поднимания рук во время чтения дуа и в третьей обсудим проблему коллективного чтения дуа. Что касается первого пункта – чтения дуа после обязательных намазов – хорошо известно, что обращение к Всевышнему и чтение дуа после любого намаза является сунной. Так поступал благословенный Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, его сподвижники и все праведные предшественники.

Некоторые доказательства, подтверждающие это

1) Абу Умама аль-Бахили  сообщает: «Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросили, какие дуа принимаются быстрее. Он ответил: «Те, которые вы читаете в полночь и после обязательных намазов»[1].

2) Мугира ибн Шуба  сообщает, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, трижды обращался с мольбой к Всевышнему после каждого намаза[2].

3) Тавбан сообщает, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, после завершения намаза имел обыкновение трижды испрашивать прощения у Аллаха, произнося: «О Аллах! Ты – мир, и от Тебя исходит мир, Ты возвышаешься над всеми, О Великий и Милосердный»[3].

4) Мугира ибн Шуба  сообщает, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, часто говорил после завершения намаза: «Нет божества, кроме Аллаха, у него нет сотоварищей. Ему принадлежит власть, Ему – все восхваления, и Он над каждой вещью мощен. О Аллах, никто не в силах избежать того, что Ты ему ниспошлешь, и никто не может получить того, в чём Ты откажешь, самая большая удача не поможет без Твоей воли»[4]

5) Муаз ибн Джабаль  сообщает, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему: «Советую тебе, о Муаз, после каждого намаза произносить следующие слова: «О Аллах, помоги мне поминать Тебя, благодарить Тебя и хорошо Тебе поклоняться»[5].

Это лишь некоторые из хадисов, которые побуждают обращаться с мольбой к Всевышнему после намазов, как обязательных, так и желательных. Существует множество других подобных передач, которые я не упомянул, для того чтобы не удлинять статью.

Поднятие рук во время обращения с мольбой к Всевышнему

 

Поднятие рук во время обращения к Всевышнему так же является Сунной нашего любимого Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Существуют хадисы общего характера, которые указывают на то, что руки должны быть подняты во время обращения с мольбой, а также существуют хадисы, которые непосредственно относятся к обычаю поднимать рук во время обращения к Всевышнему после намаза.

Некоторые общие хадисы

1) Али ибн Аби Талиб, да будет доволен им Аллах, сообщает, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поднятие рук (при обращении к Аллаху) – это проявление смирения, в отношении которого Аллах Всевышний сказал: «Мы наложили наказание на них, но они  не смирили себя ни пред Господином своим, ни в молитвах своих»[6].

2) Малик ибн Ясар  сообщает, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда вы просите Аллаха, просите его ладонями своих рук и не просите Его, повернув руки тыльной стороной»[7].

3) Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, сообщает, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, когда поднимал свои руки во время обращения к Аллаху, не опускал их до тех пор, пока не протрёт ими свое лицо»[8].

Хадисы, в которых непосредственно говорится о поднимании рук во время обращения к Всевышнему после намаза

 

1) Анас ибн Малик, да будет доволен им Аллах, сообщает, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Нет раба Аллаха, который бы поднял свои руки после намаза, а затем сказал: «О Аллах, мой Господь, Господь Ибрагима, Господь Исхака, Господь Якуба, Господь Джибрила, Господь Малика, Господь Исрафила, прошу тебя ответить на мою мольбу…», – и Аллах оставил бы его (поднятые) руки пустыми»[9].

2) Абдулла ибн Зубайр, да будет доволен им Аллах, видел, как человек поднял руки и обратился с мольбой до того, как он завершил намаз. Когда этот человек закончил намаз, он сказал ему: «Посланник Аллаха  никогда не поднимал рук до тех пор, пока не завершит намаз»[10]

3) Абу Хурайра, да будет довлен им Аллах, сообщает, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поднял руки после того, как дал салам, и затем, повернувшись лицом в направлении Киблы, сказал: «О Аллах… освободи слабых мусульман из рук неверных»[11]

4) Абу Вадаа сообщает, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «(Желательный) ночной намаз состоит из последовательности в два ракаата каждая, поэтому читайте ташаххуд после каждого второго раката, выражайте преданность и смирение  в своей молитве, поднимайте ваши руки и говорите: «О Аллах, прости меня». У того, кто не сделает этого, молитва не будет закончена»[12].

Существует множество хадисов о поднятии рук во время обращения к Всевышнему, как общего характера, так и непосредственно после намазов. Великий правовед, знаток хадиса и учёный имам ас-Суюти упоминает в своей книге «Тадриб ар-Рави», что существует приблизительно 100 сообщений о поднятии рук во время обращения к Всевышнему и, хотя в них описываются отдельные случаи, таким образом, достигается уровень достоверности (таватур би ма’на)[13].

Коллективное обращение к Всевышнему

Коллективное обращение к Всевышнему также соответствует Корану и Сунне. Существует множество доказательств коллективного чтения дуа в Коране и Сунне, как в рамках совершения намаза, так и отдельно. 

1) Всевышний Аллах сказал нашему господину Мусе и нашему господину Харуну, мир им: «Принята ваша молитва (О Муса и Харун)!» (сура «Юнус», 10:89). От сподвижников и предшественников, мнения которых совпадают по этому вопросу, передаётся, что способ такого обращения к Всевышнему состоял в том, что Муса, мир ему, обратился с мольбой к Всевышнему, когда Харун, мир ему, сказал: «Амин», – как сообщалось имамами тафсира от Ибн Аббаса, Абу Хурайры, Абу аль-Алийи, Абу Салиха, Икрима, Мухаммада ибн Кааб аль-Курази, Раби ибн Анаса и других[14].

2) Хабиб ибн Масляма аль-Фихри  сообщает, что он слышал, как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Нет такой группы, которая собирается и один из них читает молитву, а другие говорят: «Амин», – кроме такой у которой Аллах принял их молитву»[15]

3) Анас ибн Малик, да будет доволен им Аллах, сообщает, что сельский житель пришел к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в пятницу и сказал: «О Посланник, Аллаха! Скотина умирает, члены семьи умирают, люди умирают!» После этого Посланник Аллаха  поднял руки в молитве, и люди подняли руки в молитве вместе с Посланником Аллаха …»[16].

4) Абу Шаддад сообщает, когда жил Убада ибн аль-Самит, он подтвердил это: «Мы были в доме Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, когда он спросил: «Есть ли среди вас чужаки?» Он имел в виду одного из людей Писания. Мы сказали: «Нет, О Посланник Аллаха». Он велел закрыть дверь и сказал: «Поднимите свои руки и скажите: «Ля иляха илляЛлах»». Мы подняли руки на некоторое время. Затем он сказал: «О Аллах! Воистину, Ты послал меня с этими словами и пообещал за это Рай. Воистину, Ты не разрушишь надежду». Затем он сказал: «Радуйтесь, Аллах простил вас»[17].

 Приведенные выше и другие сообщения являются ясным доказательством того факта, что коллективное обращение к Всевышнему не противоречит Сунне и не является нововведением (бид’а). Это относится как к обращению в рамках намаза, так и отдельно. В свете вышесказанного становится ясно, что коллективное обращение к Всевышнему после намаза не является нововведением, поскольку имеет подтверждение в Сунне. Существуют свидетельства того, что следует обращаться к Всевышнему непосредственно сразу после обязательных молитв, и что поднятие рук во время обращения также является Сунной, и наконец, что коллективное обращение к Всевышнему также представлено в Сунне.

Теперь, суммируя три части ответа, можно сказать, что, если человек обращается к Всевышнему вместе с имамом и другими людьми, в этом нет ничего неправильного. Нам не нужен хадис, где бы непосредственно говорилось, что нужно обращаться к Всевышнему после намаза, подняв руки, коллективно, и что это является Сунной, ведь, суммировав три вида вышеприведённых доказательств, мы поймём, что этого достаточно, чтобы доказать достоверность этого обычая. Например, имам обращается к Всевышнему после обязательных молитв, потому что об этом ясно упоминается в Сунне, с поднятыми руками, так как это тоже представлено в Сунне, и те, кто совершает намаз за ним, присоединяются к нему, поскольку коллективное обращение к Всевышнему также нашло подтверждение в Сунне, и в этом нет никакой проблемы. Более того, если поклоняющиеся обращаются к Всевышнему одновременно, после намазов, тогда автоматически это становится коллективным обращением. Сказав это, я должен отметить, что статус коллективного обращения после обязательных намазов является мустахабом или Сунной. Многие люди верят, что обращение к Всевышнему является неотъемлемой частью намаза, и поэтому тот, кто не делает этого, неправ. Такого мнения нужно избегать, поскольку обращение к Всевышнему после намаза не является обязательным. Если человек не читает дуа, его не следует упрекать или смотреть на него свысока. Люди должны иметь свободу делать то, что они хотят. По этой причине некоторые учёные постановили, что было бы лучше, если бы люди изредка переставали читать дуа, так, чтобы концепция «обязательности» ушла из сознания людей. Такое обращение к Всевышнему можно делать вслух или про себя. Тем не менее, предпочтительней делать это про себя, так как Всевышний Аллах сказал: «Взывайте к вашему Господу со смирением и в душе» (сура «аль-А’раф», 7:55).

В ханафитской книге «Аль-Баззазийя» написано: «Если имам читает обращение к Всевышнему вслух с людьми, которые следовали за ним в намазе, тогда в этом нет ничего неправильного, таким образом, люди учат обращения из Корана, а также обращения к Всевышнему, которые читал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует. Когда же они выучат эти обращения, читать их вслух – неправильно».

В заключение хочу сказать, что нет ничего неправильного в обращении к Всевышнему и в совершении дуа коллективно после обязательных намазов. Тем не менее, мы не должны считать это чем-то обязательным или какой-либо частью намаза. А Аллах знает лучше.

[1] Передал ат-Тирмизи, 5/188 с хорошей цепочкой.

[2] Аль-Бухари в «Тарик аль-Авсат».

[3] Передал Муслим, 5/89

[4] Передал аль-Бухари, 11/133 и Муслим, 5/90

[5] Передал Абу Давуд, 2/115 и ан-Насаи, 3/53

[6] Передали аль-Хаким и аль-Байхаки

[7] Передали Абу Давуд, 2/104 и Ахмад с достоверной (сахих) цепочкой передатчиков.

[8] Передал ат-Тирмизи, 5/131

[9] Передал Ибн Сунни в «Амаль аль-Явм ва аль-Лейла», с. 38

[10] Передал ат-Табарани в «аль-Муджам» и аль-Хайсами в «Маджму аз-Заваид» сказал «сахих».

[11] Передано от Ибн Аби Хатима Ибн Касиром в «Тафсире»

[12] Передал Абу Давуд, 2/40 и Ибн Маджах, 1/419

[13] Джалалуддин ас-Суюти, «Тадриб ар-Рави», с. 461

[14] Тафсир Ибн Касира (2/656), ас-Суюти в книге «Ад-Дурр аль-Мансур» (3/315)

[15] Передал ат-Табрани в «Аль-Му’джам аль-Кабир», 4/26 и аль-Хаким в «Мустадрак», 3/347 и он назвал этот хадис достоверным (сахих).

[16] Передал аль-Бухари, Книга о мольбах.

[17] Передал имам Ахмад в «Муснад», 4/124 и ат-Табарани в «Аль-Му’джам аль-Кабир». Хадис оценен хафизом аль-Мунзири как хороший (хасан).

Похожие материалы