Как составить завещание

С именем Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете и только к верующим – на том.

Составление и написание завещания – это, без сомнения, очень важное дело, особенно в немусульманских странах. Завещание является гарантом того, что после смерти человека его сбережения и имущество будут разделены между наследниками в соответствии с Шариатом.

Исламские тексты, как Коран, так и Сунна, свидетельствуют о том, как важно составить завещание, например:

Сайиддина Абдуллах ибн Умар (да будет Аллах доволен ими обоими) передаёт, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не подобает мусульманину, который владеет каким-либо имуществом, проводить более двух ночей, не имея при себе написанного завещания на это имущество»[1].

Передатчик этого хадиса (Абдуллах ибн Умар ибн аль-Хаттаб) после того, как услышал эти слова Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Я не позволил себе провести ни одной ночи так, чтобы не было у меня готового завещания» [2].

Составление завещания приобретает ещё бóльшую важность в немусульманских странах, таких, как Великобритания или США. Причина этого в том, что в отсутствие законного завещания имущество человека будет распределено между наследниками в соответствии с местными законами, что, само собой, будет идти вразрез с требованиями Шариата (исламского закона) на этот счёт.

Поэтому всем мусульманам необходимо оставлять после себя юридически действительное завещание. Тем, кто ещё не составил завещание, нужно сделать это как можно скорее. Подумать о завещании должны не только пожилые люди, каждый, кто уже достиг половой зрелости, должен поторопиться с составлением завещания, потому что никто не знает, когда он умрёт.

Ниже представлены краткие рекомендации по составлению и написанию завещания для мусульман, живущих на Западе:

Первый и первостепенный момент, который стоит отметить, это тот факт, что многие мусульмане считают, что составить завещание означает при жизни распределить свои сбережения и имущество между наследниками.

Это неверно, потому что составление завещания не означает, что человек обязан при жизни распределить между наследниками своё имущество, он должен просто указать в своём завещании, что после его смерти душеприказчики должны разделить его имущество в соответствии с Шариатом. Также вы можете оговорить, что заниматься распределением наследства будет местный мусульманский учёный или муфтий, к которому обратятся душеприказчики после вашей смерти.

Данное положение основывается на том, что доли наследования уже определены и распределены Всевышним Аллахом в Коране. Эти доли разнятся в зависимости от того, кто из наследников жив на момент смерти человека. Кончина человека при живых родителях и смерть после того, как родители уже умерли, – это две разные ситуации, так как количество долей в этих случаях неодинаково.

Следовательно, человек, пока жив, не может с точностью определить, какой процент его имущества перейдёт к каждому из наследников, так как он не знает, кто из них будет жив на момент его смерти. Даже смерть одного человека может существенно сказаться на разделе и распределении наследства.

Красота Шариата – в его простоте и определённости. Когда вы составляете исламское завещание, нет необходимости пытаться посчитать, кто из ваших родственников будет жив на момент вашей смерти, чтобы быть уверенным, что все они получат свою долю из наследства. Тот, кто назначен управлять вашим имуществом, выяснит (совместно с обладающим знанием учёным), кто из ваших родственников жив на момент вашей смерти и на какие фиксированные доли наследства они автоматически имеют право по Шариату.

Более того, завещание (васыя) в пользу человека, который по Шариату автоматически обладает правом наследования части имущества, например, супруга/супруги, детей, родителей и так далее, является незаконным и недействительным. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в своей исторической проповеди (хутбе) во время прощального хаджа (хаджа аль-вада’) сказал: «Воистину, Аллах дал право каждому наследнику, поэтому нет завещания в пользу кого-либо из них»[3].

Смысл этого хадиса в том, что Всемогущий Аллах уже назначил и распределил доли наследства между теми, кто имеет право наследовать ваше имущество. Поэтому, если человек составляет завещание в пользу какого-либо наследника, он идёт против установления Корана и Сунны.

Тем не менее, если человек хочет завещать что-либо кому-то не из родственников либо чтобы часть имущества была роздана в качестве милостыни, это дозволено (и он получит вознаграждение за это), но завещать таким образом можно не больше трети от всего имущества. Оставшиеся две трети должны быть распределены между родственниками в такой пропорции, в какой предписал Всевышний Аллах. Если в завещании оговаривается доля свыше одной трети всего имущества, всё имущество полностью будет распределено между родственниками человека, которые живы на момент его смерти. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил завещать на раздачу милостыни более трети от всего имущества, а также сказал об этом: «И трети даже много (хотя дозволено)»[4].

Второй момент, на который необходимо обратить внимание, – это разница между завещанием (васыя) и подарком (хиба). Многие не различают эти понятия, совершая тем самым очень серьёзную ошибку.

То, что человек дарит другому в течение жизни, считается подарком, в то время как решение передать что-либо другому человеку после своей смерти является завещанием (васыя). Например, если я дарю свой дом другу, пока я жив, это подарок, но, если я изъявляю желание передать свой дом во владение друга после того, как умру, это уже завещание.

Иногда человек желает разделить своё имущество между детьми, пока он жив. Такое разделение будет действительным при условии, что имущество передаётся в качестве подарка, а не по завещанию, так как завещание чего-либо родственнику, который заведомо имеет право наследования, недействительно, как уже было сказано выше. Следовательно, если человек желает разделить своё имущество между детьми, пока он жив, он не обязан делать это в соответствии с законами наследования по Шариату, потому что это будет просто подарком.

Здесь возникает вопрос, обязательно ли делить имущество между детьми поровну? Ответом будет: дозволено определить сыновьям долю в два раза больше, чем дочерям, если речь идёт о наследстве. Также дозволено определить для сыновей и дочерей равные доли. Но выделять дочерям меньше, чем описано выше, полностью лишать их наследства либо несправедливо распределять наследство между сыновьями, без законного шариатского довода, порицаемо и греховно. Определять для одного ребёнка долю больше, чем для другого, – грех, хотя передать имущество в дар дозволено.

Но, если существует законное, с точки зрения Ислама, основание, например, ребёнок крайне непослушен или же открыто грешит, дозволено определить для него меньшую долю имущества[5].

Важно отметить, что по Шариату дарение будет действительным и законченным только в том случае, если подарок полностью переходит во владение и собственность того, кому он вручается. Сама по себе регистрация имущества на чьё-либо имя по Шариату значения не имеет, такой дар будет недействителен.

Передача права собственности на дом осуществляется при передаче ключа, вывозе из дома мебели и устранении каких-либо преград для того, чтобы тот, кому был подарен данный дом, мог приехать и поселиться в нём. Часто приходится наблюдать, как отец на словах объявляет, что дарит дом сыну, но сам продолжает жить в нём, и этот дом продолжает считаться его собственностью. Такое дарение является недействительным. В случае если подарок является настоящим, предполагается, что отец без промедления покинул бы дом по первой просьбе сына, а дом явно принадлежит сыну.

В-третьих, следует учитывать права супругов. Если собственником дома является только муж, то после его смерти следует разделить этот дом между всеми законными наследниками. Часто можно наблюдать, что проходит много лет после смерти мужа, а наследство до сих пор не распределено. Жена покойного и кто-то из детей продолжают жить в этом доме без всякой мысли о том, что его следует разделить как наследство. Те, кто не придаёт значения этому предписанию Шариата, совершают большой грех.

Если же дом был в собственности как мужа, так и жены, то в случае смерти одного из супругов половина дома останется в собственности другого супруга, а вторая половина будет распределена в качестве наследства. Поэтому супружеской паре лучше иметь дом в совместной собственности. Об этом также следует проинформировать детей, потому что небрежность в таких вопросах может стать причиной проблем и споров.

Обратите внимание, что, если наследники дают своё согласие на проживание матери или отца в доме, это дозволено. Тем не менее, необходимо, чтобы сначала доли наследства были распределены по Шариату, а затем дети могут выразить своё согласие на проживание своего отца или матери в доме. Имейте в виду, что следует проявить крайнюю осторожность в данной ситуации, потому что необходимо, чтобы все наследники дали своё согласие от сердца, а ни в коем случае не под давлением. Если хотя бы один из наследников не согласен, следует отдать ему/ей положенную долю наследства.

Четвёртый пункт, который следует выделить в вопросе наследования, – это ситуация, когда покойный составил незаконное и недействительное завещание, например, указав, что старший сын получит такую-то долю, второй сын такую-то, дочери отойдёт дом и т. д.

В таком случае распределение наследства согласно завещанию умершего запрещено (харам) и будет большим грехом для его родственников. Имущество необходимо разделить в соответствии с Кораном и Сунной.

В заключение отметим, что составленное вами завещание должно отвечать требованиям законодательства страны, где вы проживаете, так как в противном случае оно может быть признано недействительным. Таким образом, чтобы обеспечить распределение своего имущества после смерти в соответствии с нормами Шариата, человек должен составить завещание и при этом удостовериться, что оно соответствует требованиям страны его проживания. Поэтому желательно проконсультироваться с опытным практикующим юристом-мусульманином.

Усвоив приведённые выше общие рекомендации по составлению завещания, давайте рассмотрим процесс написания исламского завещания. Как правило, при составлении завещания оговариваются следующие пункты:

1. Отмена всех предыдущих завещаний.

2. Назначение исполнителей завещания.

3. Покрытие расходов на похороны и погребение.

4. Выплата всех долгов другим рабам Аллаха: уплате долгов умершего придаётся первостепенное значение. Поэтому имущество, которое оставил после себя умерший, сначала расходуется на уплату его долгов, а затем остаток, если таковой имеется, распределяется между наследниками в соответствии с Шариатом. Обратите внимание, что здесь речь идёт о долгах рабам Аллаха (не о долгах по предписаниям Шариата, например, невыплаченном закяте и т. д.). Не ставится условием, чтобы выплаты по долгам составляли менее трети от всего имущества.

5. Выплаты согласно завещанию: это относится ко всем религиозным обязанностям, таким, как невыплаченный закят, фидья за пропущенный солят и т. д., а также то, что человек пожелал раздать в качестве милостыни. Необходимым условием является тот факт, что это сумма составляет не более одной трети всего наследства.

6. Стоит напомнить, что, помимо написанного завещания, человеку также необходимо составить отдельный документ, в котором будет указано количество пропущенных молитв и постов, сумма невыплаченного закята, несовершённый хадж или любые другие религиозные обязательства и долги, которые не были выплачены рабам Аллаха.

Необходимо стремиться к тому, чтобы выполнить все эти обязательства в течение жизни, и по мере их выполнения вносить необходимые изменения в соответствующий документ. Например: у кого-то было 500 пропущенных молитв. Он должен указать это в специальном документе. Затем каждый раз, когда он восполняет одну из молитв, необходимо вычесть её из общего числа. Этот важный документ необходимо приложить к завещанию, чтобы родственники знали об обязательствах и долгах, которые остались у умершего.

7. Распределение оставшихся двух третей имущества (или всего имущества, если пункт 5 отсутствует) между наследниками в соответствии с суннитским исламским законом, проконсультировавшись с местным квалифицированным исламским учёным или муфтием.

8. Подписание документа составителем завещания и свидетелями.

В заключение следует сказать, что на родственниках лежит ответственность распределить имущество умершего как можно скорее. Проявление небрежности в этом деле является большим грехом. Все наследники несут совместную ответственность за деление наследства.

Кроме того, во время подсчёта имущества умершего наследники должны учесть всё, что находилось в его/её собственности на момент смерти, – как крупное, так и мелкое (сюда входят дом, машина, финансовые активы, наличные деньги, золото, серебро, одежда, мебель и т. д.).

Иногда люди не уделяют должного внимания мелким предметам и отдают их в качестве милостыни, не получив разрешения на это у всех наследников, что запрещено (харам). Прежде чем отдать кому-либо что-либо из имущества умершего необходимо получить разрешение и абсолютное согласие на это от всех наследников.

Надеюсь, что в этой статье у меня получилось разъяснить правила исполнения таких важных обязательств, как составление завещания и деление наследства. Пусть Всемогущий Аллах простит нам наши недостатки и укрепит нас в Своей религии. Амин.

А Аллах знает лучше. 

[1] Сахих аль-Бухари, №2587.

[2] Муснад Ахмад, 2/4.

[3] Сунан Тирмизи, №2120, передаёт сайиддина Абу Умама аль-Бахили.

[4] Сунан Тирмизи №2116.

[5] Радд аль-Мухтар.

Похожие материалы