Мулла Али аль-Кари

Имам, эрудированный ученый, шейх, свет религии, Абуль Хасан, Али (сын Султана Мухаммада), чтец Хиравийский (позднее Мекканский), ханафит, известный, как Мулла Али аль-Кари.

Слово “аль-Кари” (чтец) произошло от “ка-ра-а” (читать вслух). Мулла аль-Кари получил это звание благодаря своему мастерскому владению наукой чтения Корана, а также обширным знаниям и опыту в этой области.

Возможно, что он стал чрезвычайно известен как чтец в своем городе благодаря тому, что знал Коран наизусть и был замечательным имамом в намазах таравих.

Название “Хиравийский” относится к известному городу Херат, одному из величайших городов на земле Хорасана, который в настоящее время является вторым городом Афганистана. Шейха назвали Хиравийским, поскольку он родился и вырос в этом городе.

Мекканским его называют потому, что он переехал в почитаемый город Мекку, ставший для него домом. Он был благословлен соседством с блистательной Каабой на протяжении сорока лет.

Что касается звания «Мулла», то некоторые ученые пишут его как «Мулла», а некоторые – как «аль-Мавла», учитывая, что изначально это арабское слово. Тем не менее, это слово вошло в персидский язык и широко используется в Иране, Туркестане, Турции, Афганистане, Индии и Пакистане.

Хафиз Муртада аль-Забиди полагает, что слово «Мулла» произошло от арабского слова «аль-мавла». Его значение по словарю “Тадж аль-Урус”: «Прилагательное, образованное от существительного “аль-мавла”, звучит как “мавлави”. Это слово используется неарабским населением в качестве звания великого учёного, однако они произносят его как “Мулла”».
Историки не зафиксировали точную дату рождения ученого [но приблизительно называют 15-й век хр. л.].

Его поиск религиозных знаний можно разделить на два основных этапа:

Первый этап прошёл в Херате, в городе, где он родился, учился чтению благородного Корана и выучил его наизусть от первой страницы до последней. Также он получил там основные знания, посещая уроки в мечетях.

Второй этап начинается с его путешествия в святая святых (в Мекку), где он также увеличил знания и понимание религии, стал более покорным и искренним перед Всевышним Аллахом. Он упорно продолжал поиск духовных знаний и сопровождал признанных ученых благословенной земли.

В Херате он изучал таджвид и науку коранических чтений у своего шейха, учителя Корана Муина аль-Дин аль-Хирави (сына Хафиза Зайнуддина). Он учился у других ученых своего города, которые были известны своим познаниями. В то время Херат был важным центром исламской цивилизации в Средней Азии, городом, где процветали науки и искусство.

Шейх Али аль-Кари родился в то время, когда свет познания в Херате стал идти на убыль. Когда Султан Исмаил ибн Хайдар Сафавид (известный как Шах Исмаил), первый из шиитов Сафавидов, завоевал Херат, он стал подавлять и уничтожать мусульман и приказал установить в городе шиитские порядки. Он даже приказал всем имамам проклинать и оскорблять праведных халифов в пятничных проповедях. Это привело к эмиграции большого числа ученых за пределы «земли нововведений» в земли Ислама. Среди них был шейх Эрудит Абдуль-Азиз аль-Абхари (ум. 928 г. хр. л.). Также среди тех, кто оставил родную землю, был Шейх Али аль-Кари. Он намеревался пойти в почитаемый город Мекку и, поселившись там, получить знания от ученых, живущих в этом городе.

Завоевание Херата Шахом Исмаилом произошло в 916-м году по хиджре (приблизительно 1515 г. хр. л.), после чего последовали долгие годы угнетения и несчастий. Шейх Али покинул Херат вскоре после этого, но известно, что в Мекку он прибыл значительно позже. Безусловно, почитаемый город срывает для себя самые лучшие плоды! Плоды эти – великие ученые, которые, поселившись в городе, обучали учеников со всего мира различным наукам духовного закона. 
Так начинается второй этап пути шейха Али к знаниям. Он шел по золотой тропе духовных знаний, ведшей его через благословенный город, и Аллах открыл его сердце, желая для него хорошего, поскольку шейх был неутомим и следовал за знающими людьми, живущими в городе, на протяжении многих лет, посвятив себя учебе и преподаванию.

Шейх вел простой, скромный образ жизни, зарабатывал себе на жизнь собственным трудом, следуя словам Пророка: «Нет лучше той пищи, которую вы заработали собственными руками. Воистину, пророк Аллаха Давуд (мир ему) ел то, что заработал своими руками».

Шейх Абдуль-Халим ан-Нумани сказал: «Аль-Мавла Али аль-Кари довольствовался тем, что зарабатывал от продажи книг, переписанных его рукой», – то есть он работал писарем. Его основными качествами было равнодушие к мирскому, доброта, довольство тем, что имеет. Он редко заводил дружбу с другими и был силен в поклонении и набожности (таква). Он искренне тянулся к Знающему явное и скрытое.

Шейх был глубоко религиозным, богобоязненным и щепетильным в вопросах религии человеком, безразличным к земной жизни, великодушным и благородным. Он считал, что, если льстить правителям, брать у них жалование или стремиться занять официальный пост, это может пагубно сказаться на смирении и искренности. На эту тему он написал послание, которое назвал «Воздержание ученых от приближения к правителям». Он часто говорил:
«Да смилостивится Аллах над моим отцом, который мне часто говорил, что не хотел, чтобы я стал ученым, поскольку боялся, что я могу оказаться у дверей правителей».

Шейх огромное значение придавал поиску знания ради Аллаха и был крайне строг к тем, кто учился ради земных благ, например, ради карьеры, ведь такое благополучие тленно. Он сказал:
«Таковы теперь ученики. Они запутались, что они делают и зачем. Иногда они приобретают знания, которые не принесут им пользы ни в этом мире, ни в будущем. Они достигают лишь некоторых ложных целей: например, вхождения в круг деспотичных правителей, получения высокого положения в обществе, – и с помощью лжи добиваются чинов или попросту еды для своих желудков».

Он также сказал:«Ученые прошлых поколений (да смилостивится над ними Аллах) всегда тщательно испытывали тех, кто искал их общества. Если бы они видели, что эти люди совершают недостаточно нафл (дополнительное) в поклонении, они бы упрекнули их и перестали бы уважать. Если бы они обнаружили зло в этих людях, например, объявление запретного дозволенным, они прогнали бы их со своих собраний, перестали разговаривать с ними и обучать!»

Шейх Али бросал вызов всем нововведениям, неправильным убеждениям и действиям, которые господствовали в то время, и осуждал их. Он осуждал людей за отклонения и встречал ученых наставлениями и хорошим советом.

Его книги:

  • “Фатх Баб аль-Иная”, комментарий к “Ан-Никая” по ханафитскому фикху.
  • Комментарий на комментарий к “Нукхбат аль-Фикар” имама хафиза Ибн Хаджара аль-Аскаляни по терминологии хадисов.
  • “Миркат аль-Мафатих”, комментарий к сборнику хадисов “Мишкат аль-Масабих”.
  • “Джам аль-Васайл”, комментарий к “Аш-Шамаиль аль-Мухаммадийя” имама Тирмизи, сборнику хадисов о достоинствах Пророка, солляллаху алейхи ва саллям.
  • Комментарий к “Аш-Шифа” Кади Ияда по сире.
  • Комментарий к “Муватте” имама Малика.
  • Послание «Воздержание ученых от приближения к правителям»
  • Комментарий к “аш-Шатибийя” по таджвиду.
  • Комментарий к “аль-Джазарийя” по таджвиду.
  • “Аль-Асар аль-Джанийя” об ученых ханафитского мазхаба.
  • Биография шейха Абдуль-Кадира.

и многие другие по различным дисциплинам…

Его учителями были:

  • Шейх Ибн Хаджар аль-Хайтами
  • Шейх Али из Индии
  • Шейх Майр Келан
  • Шейх Атийя ас-Суллами
  • Шейх Абдуллах Синди
  • Шейх Кутбуддин аль-Макки
  • Шейх Ахмад ибн ад-Дин из Египта

У него было очень много учеников, он был имамом своей эпохи. Он был выдающимся ученым, юристом, специалистом в области хадисов, толкователем Корана и специалистом по Кораническим чтениям. Безусловно, он был имамом во многих дисциплинах.

Среди его учеников были:

  • Шейх Абдуль-Кадир ат-Табари
  • Шейх Абдуррахман аль-Муршиди
  • Шейх Мухаммад ибн Фурух аль-Мавруби

и многие другие…

Биографы упоминают, что шейх Мулла Али аль-Кари умер в почитаемом городе Мекке в 1014-м году по хиджре.

Некоторые же говорят, что он умер в месяце Шавваль того года и был похоронен на кладбище аль-Мала почитаемого города. Шейх Ахмад аль-Киттан обрисовал приблизительное место захоронения в своей книге «Танзил ар-Рахмат».
Говорят также, что шейх умер в 1010-м году хиджры. Хаджи Халифа упоминает эту дату в книге «Кашф аз-Зунун», но это неверно.

Говорят, что, когда весть о его смерти достигла ученых Египта, они отслужили по нему погребальную молитву в университете аль-Азхар, которую посетило более четырех тысяч человек.

 

Похожие материалы