Основы ашаритской акыды. Часть 6

Разъяснение значения атрибута Бесконечности (аль-Бака)

Вопрос: Дайте определение сифату Бесконечность.

Ответ: Значение сифата аль-Бака состоит в отрицании того, что Сущность и атрибуты Всевышнего Аллаха могут быть в конце подвергнуты небытию. Нет, Всевышний Аллах Первый, и Его Бытию не предшествует начало. И Он Последний, Бытие Которого бесконечно.

Вопрос: Что означает “аль-Бака” в отношении сотворенного?

Ответ: В отношении сотворенного тоже можно сказать, что оно «аль-бааки», но лишь в значении продолжительности существования, которое когда-нибудь будет прервано.

Вопрос: Приведите рациональное доказательство тому, что Бытие Сущности Всевышнего Аллаха бесконечно.

Ответ: Как мы уже сказали, аль-Бака означает отрицание того, что Бытие Аллаха конечно, что Сущность и атрибуты Всевышнего Аллаха могут быть в конце подвергнуты небытию. Если бы это было возможно, то означало бы, что Всевышний Аллах не характеризуется атрибутом аль-Кидам (Безначальность). Согласно несомненному доводу, утверждение данного атрибута в отношении Всевышнего Аллаха является обязательным. Отрицание же данного атрибута необходимо привело бы к утверждению, что Бытие Всевышнего Аллаха лишь возможно, а не обязательно. Однако всякое возможное бытие не может характеризоваться безначальной извечностью и обязательно является созданным.

Следовательно, если ложно отрицание в отношении Всевышнего Аллаха сифата Безначальности, ложно и утверждение конечности в Его отношении, а это, в свою очередь, ведет к обязательному утверждению Его Бесконечности.

Вся эта цепочка рассуждения содержится в следующем великом постулате суннитской акыды: «Для всякой вещи, в отношении которой утверждена безначальность, невозможна конечность». Однако известно, что нет ничего безначального, кроме Всевышнего Аллаха.

Вопрос: Приведите доказательство из Корана и Сунны, что Бытие Всевышнего Аллаха бесконечно.

Ответ: Доказательство из Корана — следующие слова Всевышнего Аллаха:

«Будет пребывать всегда (бесконечно) Лик Господа твоего» (Сура «Ар-Рахман», аят 27).

Под словом «Лик» в этом аяте следует понимать Сущность (аз-Зат).

Доказательство из Сунны — следующие слова Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует:

«О Боже! Ты — Последний, и нет после Тебя никакой вещи!»

(Данный хадис приводят аль-Бухари в «Аль-Адабуль муфрад» и ат-Тирмизи в «Аль-Джамиу-с-сахих».)
 

 
Разъяснение значения атрибута «Самодостаточность Бытия и отсутствие нужды в другом»
(аль-Кияму би-н-нафс)

Вопрос: Что значит сифат аль-Кияму би-н-нафс?

Ответ: Данный атрибут означает, что Бытие Всевышнего Аллаха самодостаточно и не нуждается для Своего существования в другой сущности подобно тому, как сифат зависит в своем бытии от сущности другой вещи. И Бытие Всевышнего Аллаха не нуждается в сотворяющем, поскольку является Безначальным и Самодостаточным.

Вопрос: Является ли арабский термин «аль-Гина», что означает «богатство» или «отсутствие нужды», синонимом «аль-Кияму би-н-нафс»?

Ответ: Да, эти слова имеют одинаковое значение, поэтому одним из имён Всевышнего Аллаха является «аль-Ганий», то есть «Богатый» или «Самодостаточный».

Вопрос: В свете рассмотрения значения сифата Самодостаточность, расскажите об основных видах бытия вещей.

Ответ: Все существующие вещи, с точки зрения качества их бытия, можно разделить на следующие четыре вида:

1. Самодостаточное Бытие Всевышнего Аллаха, не нуждающееся в другой сущности и сотворяющем.

2. Извечное Бытие сифатов Всевышнего Аллаха, которые не нуждаются в сотворяющем, но присущи Всевышнему Аллаху.

3. Бытие акциденции (аль-арад), которое нуждается, как в другой сущности, так и в сотворяющем.

4. Бытие тела, которое не нуждается в своем существовании в занятии места в другой сущности, но испытывает нужду в творящем его Деятеле.

Вопрос: Приведите рациональное доказательство тому, что Бытие Всевышнего Аллаха не нуждается в другой сущности.

Ответ: Если бы Бытие Всевышнего Аллаха нуждалось в другой сущности, то в таком случае Он был бы сифатом, а не Сущностью. Ведь известно, что сущность не нуждается для своего бытия в другой сущности, которая являлась бы для неё опорой.

Однако Бытие Аллаха как сифата невозможно, потому что это вело бы к невозможности характеристики Его такими атрибутами, как Знание (аль-Ильм), Могущество (аль-Кудра), Волеизъявление (аль-Ирада). Ведь сифат не может быть присущ другому сифату, но может быть присущ только сущности вещи.

Вопрос: Приведите рациональное доказательство тому, что Бытие Аллаха не нуждается в сотворяющем.

Ответ: Если бы Всевышний Аллах нуждался в сотворяющем, то это означало бы Его созданность, а это невозможно ввиду обязательности Безначальности Всевышнего Аллаха.

Вопрос: Законно ли говорить, что извечные атрибуты Всевышнего Аллаха нуждаются в Его Сущности?

Ответ: Нет, так говорить не законно, потому что слово «нужда» предполагает существование «другого», в котором нуждаются. Однако неправильно говорить, что сифаты Всевышнего Аллаха отличны от Его Сущности, а также что они, сифаты, – это Сама Сущность.

Вопрос: Приведите доказательство из Корана и Сунны о том, что Бытие Всевышнего Аллаха самодостаточно.

Ответ: Доказательство из Корана — следующие слова Всевышнего Аллаха:

«О люди! Вы все нищие перед Аллахом! И лишь Аллах есть Богатый (аль-Ганий), Славный» (Сура «Аль-Фатыр», аят 15).

Доказательство из Сунны — следующие слова Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует:

«О Боже! Ты, нет истинного Бога, кроме Тебя, есть Богатый (аль-Ганий)»

(Данный хадис приводит аль-Хаким в «Аль-Мустадрак».)

Похожие материалы