Возражение на искажение слов Имама Малика: «…и образ немыслим (абсурден)»

Довод Ислама Имам аль-Газали (450-505 гг. по хиджре) в «Аль-Акыдату Аль-Кудсийя» сказал: «…И что Он «истава» над Своим Аршем, в том смысле, в котором Он (это) сказал, в котором Он пожелал, «истава» чистым от прикосновения, и утверждения, нахождения в месте, слияния (хулул) и перемещения». 

Шейх Ахмад Заррук (842-899 гг. по хиджре), разъясняя эти слова сказал: «То есть, потому что это всё недопустимо для Него. Поскольку это сыфаты творений, а наш Господь Пречист от качеств творений. Это тот смысл, на который указал Имам Малик, да будет доволен им Аллах, своими словами «…и образ немыслим (абсурден)». (Шархуль-Акыдати Имам аль-Газали, стр. 62)

Великий Имам Шихабуддин ас-Сухраварди (539-632 гг. по хиджре), автор «Аль-‘Авариф», комментируя слова Имама Малика «и образ немыслим (абсурден)» сказал: «Отрицается невозможное. Ибо то, что абсурдно, не является верным».

И если сопоставить это с утвержденным (высказыванием), в котором Имам Малик предостерегал от рассказывания хадиса о (том), что затрясся Арш из-за смерти Са’да, и с мнением Имама Абу-ль-Валида Ибн Рушда в разъяснении такой позиции (Имама Малика): «Поистине, предостерегал Малик, да помилует его Аллах, от рассказывания этого хадиса, и от его обсуждения, из опасения, что люди разделятся на секты. Ибо, услышат его невежды, которым неведома его метафоричность (та’виль), и которые заблудятся, выдвигая свои предположения по аналогии: если сотрясается Трон – т.е. приходит в движение – то приходит в движение и Аллах вместе с его (Трона) движением, подобно тому, как это характерно для нас, творений, (восседающих) на троне – если придёт в движение трон, то придёт в движение и восседающий на нём, вместе с его движением. И Арш не является местом утверждения для Него; если Ему не свойственно место – не свойственно и утверждение на нём. Обладатель Величия и Щедрости превыше этого.»  – То ты познаешь убежденно, что Имам Малик, да будет доволен им Аллах, в своих словах «…и образ немыслим (абсурден)» имел в виду отрицание сидения (джулюс) и пространственного утверждения (аль-истикрар аль-хисси) в отношении Аллаха, Пречистого и Всевышнего, а (также, имел в виду отрицание) телесности, вытекающей из этого смысла, пречист наш Господь от качеств тел и их описаний. 

И после этого, не навредит тебе, искатель истины, сектантство ваххабитов и их попытки исказить вероубеждение Имама Малика, да будет доволен им Аллах, как они сделали (это) с остальными имамами. И поистине, большинство учёных и последователей четырех имамов сошлись на верном убеждении, основанном на строгом очищении Аллаха, Свят Он и Велик, от частичного сходства (ташбих) с творениями в каком либо смысле, не говоря уже об очищении от полного подобия (тамсиль), а также (сошлись) на верном утверждении (исбат), с которым разошлись остальные люди опустошения (та’тыля) из числа философов, му’тазилитов, и шиитов. А кто утверждает, что он более осведомлен об убеждениях четырёх имамов, нежели выдающиеся учёные каждой из их школ, а таковых большинство этой уммы, тот фанатик-пустомеля. И кто сочтет его правдивым – тот умалишенный.

Похожие материалы