Развеивание лжи и сомнений вокруг шейха Мустафы аль-Буга

Вопрос: «Ассаламу алейкум! В последнее время мы становимся свидетелями клеветы и лжи в адрес великих ученых, не избежал этой участи и шейх Мустафа Буга. В частности, в недавно появившейся видеозаписи некий Абу Умар Саситлинский утверждает, что шейх Мустафа –  ваххабит (салафит), но  вынужден скрывать это в страхе перед режимом.  И мы просим вас, зная, что вы ученик шейха аль-Буга,  разъяснить нам: какой акыде следует шейх Мустафа аль-Буга?».

Ответ:

بسم الله الرحمان الرحيم

الحمد لله وصلى الله على مولانا رسول الله عليه أفضل الصلاة وأزكى السلام .

Возникла у нас необходимость в разъяснении и выявлении очевидного после того,  как появилась клевета и ложь от обладателей детских умов с их посягательством на великих ученых.  Сказал всевышний Аллах:

(يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِنْ جَاءَكُمْ فَاسِقٌ بِنَبَإٍ فَتَبَيَّنُوا أَنْ تُصِيبُوا قَوْمًا بِجَهَالَةٍ فَتُصْبِحُوا عَلَى مَا فَعَلْتُمْ نَادِمِينَ ) [ الحجرات :6]

«О те, которые уверовали! Если нечестивец принесет вам весть, то разузнайте, чтобы не поразить по незнанию невинных людей, а не то вы будете сожалеть о содеянном». (аль-Худжурат, аят 6).

И прежде чем этого юнца постигнет позор и сожаление из-за его появления в той записи с его посягательством на нашего шейха и шейха шейхов, уважаемого доктора Мустафа Диб аль-Буга, да сохранит его Аллах и продлит его жизнь, утверждая своими словами,  что якобы шейх, да хранит его Аллах, не является ашаритом, и что он не имеет отношения к акыде ашаритов, акыде «Ахлю-Сунна валь-Джамаа»;  так же сказав,  что шейх придерживается акыды ваххабитов – акыды «аль-муджассима» и «мушаббиха» –  я  скажу ему: «побойся Аллаха, ведь то,  что ты утверждаешь не имеет под собой основания и доказательства и все то,  что ты говоришь является чистой ложью и наговором».

Он своими словами обвиняет нашего шейха, да убережет его Аллах,  во  лжи и клевете тем, что якобы шейх говорил о своей принадлежности к ашаритам, из-за своего страха перед  режимом Асада, и что он в тайне был приверженцем ваххабитской акыды, как об этом говорит автор той записи.

И эти утверждения являются великой опасностью. 

Из его слов можно сделать вывод, что он косвенно обвиняет шейха в лицемерии,  когда утверждает, что шейх говорит неправду в страхе перед режимом, приписывая себя к ашаритам. Из его слов (слов молодого ваххабитского проповедника – прим. пер) мы понимаем,  что шейх показывает одно,  но скрывает другое.  И тем самым своей клеветой и ложью выставляет  шейха Мустафу аль-Буга  лицемером.  И да сохранит  нас Аллах от того чтобы наш шейх был таким. И если бы этот «юноша» обучался у  шейха, как он об этом заявляет, и на это претендует, то он научился бы правдивости у нашего шейха, да сохрани его Аллах и да убережет его студентов от лживости и клеветы.

Однако невежество джахиля становится ясным из его же речей. Он не прочитал ни одну из книг шейха от начала до конца, это очевидно из его  притязаний.  Он подобен тем, кто в понедельник прочитал страницу или две, потом во вторник посмотрел запись одного из «муджассима» и вышел к нам в среду, говоря «мы ученые и они ученые» и как же это удивительно!

Получается, что он логикой своего утверждения хочет подменить истину, и подделать известную правду о нашем шейхе. Прекрасно известно, что шейх Мустафа аль-Буга является шафиитом в мазхабе, ашаритом в акыде и последователем шазилийского тариката. Обо всем этом шейх открыто говорил во множестве своих уроков,  которые он проводил в Шаме (Сирия) – это если этот «юноша» посещал эти уроки.

Я написал шейху Анасу Мустафа аль-Буга, сыну шейха Мустафы аль-Буга, и спросил его о словах этого «юноши» и вот ответ шейха Анаса дословно:

«Не обращай внимания на то,  что говорит этот человек… в любом случае шейх – мой отец является ашаритом в акыде, шазилитом в тарикате, шафиитом в мазхабе».

И правда, мы не обращаем внимания на этих невежественных людей, болтающих о том,  о чем не имеют знания, потому что мы-то знаем, кем является наш Шейх, и знаем его акыду и манхадж. Это описано в его манхадже, его книгах и уроках и да сохранит его Аллах.

И если этот «юноша» спросил бы ученых Саудии о шейхе Мустафе аль-Буга, то они ответили бы ему,  что это превосходный ученый, если бы не его ашаризм, так как ашаризм шейха не перестает быть проблемой у «муджассима» и «мушаббиха». Они признают за ним его знания, его великое наследие в фикхе и усуле, но вместе с тем, не принимают то, что он ашарит в акыде!  Этот шейх известен на научной площадке и среди всех ученых и факихов тем,  что он является ашаритом, и последователем шазилийского тариката.

Шейх Юсуф Хаттар, один из ученых Шама, сказал в своей книге «Энциклопедия суфизма», которую читал шейх Мустафа аль-Буга и которую читали множество других ученых Шама, и написали к ней рецензии и предисловия, что шейх Мустафа аль-Буга говорит: «Я последователь суфизма, и я вступил в шазилийский тарикат» и так же сказал: «Моими шейхами является Мухаммад Хашими и шейх Абу аль-Хайр аль-Майдани» (книга «Энциклопедия суфизма» доктора Юсуфа Хаттара стр. 79) (الموسوعة اليوسفية في بيان أدلة الصوفية).  (см. рис. 1)

И если бы автор книги солгал в отношении нашего шейха, то ученые Шама, написавшие множество предисловий к этой книге, опровергли бы его.

Мой шейх Мустафа аль-Буга, когда я обучался у него в магистратуре, лично сообщил мне,  что он является суфием, и взял шазилийскую тарику от шейха Мухаммада Хашими ат-Тилимсани, и что между ним и моим дедом шейхом Ахмадом бин Мустафа Алави (автор данного письма внук шейха Ахмада Алави – прим. пер.) да смилостивится над ним Аллах, всего один шейх – Мухаммад Хашими ат-Тилимсани…

Он часто рассказывал мне о трениях между ним и ваххабитами и их нападках на него. Однажды, когда я еще учился у него, шейх Мустафа, да сохранит его Аллах, рассказал нам, как к  директору одного из издательских домов, поступило предложение от одного из представителей Всемирного Комитета Ученых последователей «салафитского» манхаджа выпустить новое издание Сахиха аль-Бухари с примечаниями шейха Мустафы, но  с условием, что он исключит из своих примечаний и шарха ашаритские взгляды на хадисы связанные с акыдой, например как  в хадисе «нузуль» и хадисе «сак».  И предложили ему большое материальное вознаграждение. Но ответ шейха аль-Буга, ответ который сохранится в истории, был таков: «Когда я работал над Сахихом аль-Бухари, и добавил к нему свои примечания, я посветил эту работу Аллаху, и не для того я старался, чтобы  стать «любимцем» у  «салафитов», или каких-либо других течений». И тем самым он отверг их предложение.

И тут выявляется большая разница между ваххабитами, которые действуют  в материальных целях, и нашим шейхом Мустафой, да будет доволен им Аллах, который отверг деньги, когда они были ему предложены, потому что его действия и работа были ради Всевышнего Аллаха. 

И если бы этот «юноша» читал книги Мустафы аль-Буга, то ему было бы ясно, что шейх Мустафа является ашаритом в акыде, а не «муджассим» и «мушаббих» подобно ваххабитам. Однако нам становится явным и очевидным, что этот «юноша» не читал книги шейха Мустафы. Его утверждения  нуждаются в доказательстве, и если мы обратимся к примечаниям шейха Мустафы на Сахих аль-Бухари, то мы непременно обнаружим приверженность шейха к ашаритам. Шейх комментирует, разъясняет тексты, связанные с акыдой согласно ашаритскому мазхабу. Мы приведем этому один из множества примеров –  его комментарий на хадис «сакъ» который передается от Абу Саида, да будет доволен им Аллах. Он сказал: «Я слышал как Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

قَالَ: سَمِعْتُ النَّبِيَّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَقُولُ: (يَكْشِفُ رَبُّنَا عَنْ سَاقِهِ، فَيَسْجُدُ لَهُ كُلُّ مُؤْمِنٍ وَمُؤْمِنَةٍ، فَيَبْقَى كُلُّ مَنْ كَانَ يَسْجُدُ فِي الدُّنْيَا رِيَاءً وَسُمْعَةً، فَيَذْهَبُ لِيَسْجُدَ ، فَيَعُودُ ظهره طبقا واحدا )

«Раскроет наш Владыка Свой «сакъ» и падут ниц каждый верующий и верующая, но отвердеют спины тех,  кто совершал суджуд  в дунье ради показухи и славы».  (сак – дословно с арабского «голень» – прим. пер.)

Сказал шейх Мустафа аль-Буга, комментируя данный хадис, следуя тем самым ашаритам  в очищении (التنزيه) Аллаха от всех недостатков и,  расходясь со взглядами «ташбиха»: «Сакъ – Аллах знает об истинном смысле этого слова, вместе с тем,  мы следуем убеждению в том, что Аллах пречист от уподобления творениям. У ученых исследователей существуют «та`виль» – толкование подобным «муташабихатам» (иносказательным, непонятным словам), который не выходит за рамки шариатских правил и основ религии, и к этому относится то, что сказано в шархе на ранее упомянутый аят,  что смысл слова «сакъ» –   это великий нур (свет),  который явит Аллах в день Суда». (Сахих Бухари, с комментариями Мусатафы аль-Буга;  Глава «День,  когда будет явлен «сакъ», том 3, стр. 1764, издательство «Дар аль-улюм аль-инсаниййя» Дамаск, 1993) (см. рис. 2).

 

Также, из того, что он говорит в своем комментарии на хадис «нузуль» о котором сказал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует:

(يَنْزِلُ رَبُّنا كُلَّ لَيْلَةٍ إلى السَّماءِ الدُّنْيا حِينَ يَبْقَى ثُلُثُ اللَّيْل الآخِر فَيَقُولُ مَنْ يَدْعُونِي فأسْتَجِيبَ لَهُ  مَنْ يَسْألُني فأُعْطِيَهُ  مَنْ يَسْتَغْفِرُني فَأَغْفِر لَهُ )

«С наступлением последней трети каждой ночи Господь наш нисходит (ينزل) к нижнему небу и говорит: “Кто станет обращаться ко Мне с мольбами, чтобы Я ответил ему? Кто станет просить Меня (о чём-нибудь), чтобы Я даровал ему (это)? Кто станет молить Меня о прощении, чтобы Я простил его?”» 

(дословно «нузуль» – это нисхождение; прим. пер)

Говорит Мустафа аль-Буга: «Янзилю раббуна – этот «нузуль» (нисхождение) из категории муташабихатов т.е. иносказательных, знание истинного значения которых оставляют за Аллахом. Или же под этим подразумевается снисхождения Его повеления, Его 

милости, Его милосердия, Его прощения. Или снисхождение ангелов с повелениями от Него». (Сахих аль-Бухари, комментарий Мустафы Буга, часть первая, стр. 374) (см. рис. 3).

Также, в своей книге «Мухадарат» по дисциплине  «Усуль-фикх», которую он преподавал студентам магистратуры, шейх коснулся темы «муташабихатов», и так прокомментировал  хадис «нузуль»: «Из всего этого мы понимаем, что Всевышний Аллах испытывает наш веру посредством этих «муташабихатов», и мы верим в них в той форме, в которой есть полное очищение Аллаха от уподобления творениям, и оставляем знание истинного их значения за Всевышним Аллахом».

Его принадлежность к ашаритской акыде, к людям «танзиха и тафвида» очевидна и ясна из этих его слов.   Поскольку известно, что ашариты и есть те, кто утверждает «танзих» и «тафвид», отрицая тем самым «ташбих», присущий ваххабитам. Он является ашаритом, с его «танзихом» и предоставлением истинного знания «муташабихатов» Аллаху. Он не относится к числу «муджуссима», утверждающих что «нузуль» (упомянутый в хадисе) подобен «нузулю» или снисхождению творений, тем самым уподобив Аллаха созданиям.

Посмотри так же в его комментариях к книге «Джавахара ат-Тавхид» (جوهرة التوحيد) имама аль-Баджури, в книге, которая является основным пособием по ашаритской акыде, обратись к комментарию доктора Мустыфы аль-Буга на странице 132, («Дар аль-Мустафа» первое издание, 2010г.) (см. рис. 4)

Также,  он сказал в комментарии к атрибутам сущности Аллаха, где Аллах сказал «ядуЛлах»(يد الله):  «Под этим подразумевается сокровищница, в которой не закачиваются дары». (Сахих Бухари, комментарий Мустафы Буга, часть 3, стр. 1617) (см. рис. 5).

Также,  сказал шейх комментируя книгу «Джавхара…» на странице 155: «Муфассиры упомянули, что под словом Аллаха «айдин» (أيد) подразумевается мощь».

Т.е. шейх не стал следовать тому,  чему последовали ваххабиты «муджассима» и «мушаббиха».

И это лишь малая часть имеющихся примеров, которые разъяснили нам акыду шейха Мустафы аль-Буга, подтверждающих его отношению к ашаритской акыде посредством его комментария к хадисам связанных с акыдой, и доказали, что он не «ваххабит-муджассима», как на то притязает тот самозванец на его видеозаписи. 

Разве мы станем отвергать все слова шейха из его книг, и то, что стало явным его принадлежность к ашаритам, свидетельство его сына, который говорит о своем отце как об ашарите, и примем слова этого слабоумного, лживо наговаривающего на  шейха без какого-либо свидетельства?

Правду сказал поэт:

وأضحى ينشر الأوهام عني **** ونحوي كم أشاروا بالبنان

إذا وهب الكذوب حقوق عبد  ***   تـقوم قيامة قبل الأوان

أعلمه التعفف كل يوم     ***    ولما وثقت به كواني

«Он стал распространять выдумки обо мне,

Но как же много подобных ему,

если бы лжец  имел власть над рабами,

то День Суда настал бы прежде часа»

Целью этого «юноши» посредством своих пустых речей, является использование имени шейха Мустафы аль-Буга, его репутации, его значимости в фикхе, для приобретения славы, достижения каких-то своих личных целей. Да смилостивится Аллах над поэтом, сказавшим:

أرى التشهير ضعفا وانكسارا **** وفعلا لن يحققَّ لي الأماني 

 «Я вижу в славе слабость и поражение,

 тем, что никогда не даст мне желанного»

И он захотел популярности, использовав известность шейха Мустафы, чтобы поддержать ваххабитский даават, чтобы склонить молодежь к своему пути. И я говорю ему – единственное, что достойно следованию –  это истина, и тот, кто говорит без аргументов –  говорит только ложь.  Проницателен тот, кто может узреть истину в самом начале пояснения и доказательства.

Мы закончим словами шейха Ибн Раджаба, да смилостивится над ним Аллах: «Поистине, превосходство в дине и вопросы о знании, восхваляются, если они служат делу, не для показухи и споров, мы не должны занимать людей спорами и показухой, ложью и претензиями к ученым. И не является добродетелью, набожностью и ахляком Ислама  ложь и клевета на шейхов и ученых,  да воздаст им Аллах всем лучшим».

 

Автор: Шейх Абдуррахим аль-Карим ибн ан-Нахиль аль-Хасани аль-Малики

Шейх Абдуррахим аль-Карим ибн ан-Нахиль аль-Хасани аль-Малики ученый, потомок Пророка (صلى الله عليه و سلم),  обладатель более трехсот иджаз в различных науках Ислама. Обучался у таких известных шейхов как  Фарид аль-Ансари, которого называли муджадидом (обновителем религии) своего времени, Хамид аль-Вафи, Мухаммад Рамазан аль-Бути, Мустафа аль-Буга, про которого говорят, что он второй имам аш-Шафии, Вахбату аз-Зухайли – известный составитель крупнейшей библиотеки по фикху и усулю, Аляуддин Затари – муфтий Шама, Нуруддин Итр – мухаддис Шама, шейх Бисаму аль-Хамзави и у множества других ученых Ислама (да будет доволен ими Аллах). На данный момент проживает в Марокко. 

На фото автор данного письма, шейх Абдуррахим аль-Хасани со своим учителем шейхом Мустафа аль-Буга, да хранит его Аллах.


 

Оригинал письма шейха Абдуррахима аль-Хасани на арабском языке:

بسم الله الرحمان الرحيم

الحمد لله وصلى الله على مولانا رسول الله عليه أفضل الصلاة وأزكى السلام .

صار من الضروري التوضيح والبيان ..بعد ظهور الفسوق والبهتان ، ممن لهم عقول الصبيان ، بتطاولهم على كبار الأعلام ، وصدق الرحيم الرحمان، لما قال في محكم القرآن : (يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِنْ جَاءَكُمْ فَاسِقٌ بِنَبَإٍ فَتَبَيَّنُوا أَنْ تُصِيبُوا قَوْمًا بِجَهَالَةٍ فَتُصْبِحُوا عَلَى مَا فَعَلْتُمْ نَادِمِينَ ) [ الحجرات :6]  

فقبل أن يصاب هذا الشاب بالخزي والندمان… بظهوره في ذلك التسجيل الذي يتطاول فيه على شيخنا وشيخ المشايخ فضيلة الدكتور مصطفى ديب البغا حفظه الله وأطال الله في عمره ، زاعما بقوله  بأن  الشيخ حفظه الله ليس بأشعري  ونفى عنه عقيدة الأشاعرة عقيدة أهل السنة والجماعة  ، وقال بأنه على عقيدة ( الوهابية )  عقيدة المجسمة والمشبهة من أمثاله كما يزعم ويدعي … فأقول له:  أن يتقي الله… وليعلم انه يقول قولا بدون دليل ولا برهان وأن قوله هذا هو الكذب بعينه والبهتان ، وأنه يتهم شيخنا رعاه الله بكل زور وبهتان بقوله أن الشيخ كان يظهر أشعريته خوفا من النظام وأنه في الباطن كان على عقيدة ( الوهابية ) كما يدعي صاحب التسجيل بقوله المزعوم ، فهذه هي الطامة الكبرى والأدهى والأَمَرُّ  ففحوى كلامه يفهم منه  بأنه يتهم شيخنا ضمنيا بالنفاق لما قال عنه أنه يعلن أشعريته نفاقا وخوفا من النظام،فيفهم من كلامه هذا بأنه يظهر ما لا يبطن وبهذا يكون قد  جعله منافقا بإدعائه الكاذب والمفتري ؟؟؟ وحاشاه ثم حاشاه أن يكون  شيخنا كذلك ، فلو كان هذا الشاب قد دَرَسَ عند شيخنا كما يزعم ويدعي لتعلم الصدق من شيخنا حفظه الله وحاشا أن يكون طلاب شيخنا أهل كذب وبهتان .

 بل الجاهل بجهله يظهر من خلال كلامه ، أنه ما قرأ ولا كتابا واحد من كتب الشيخ حفظه الله من دفته إلى دفته ، وهذا ظاهر بالقطع بادعائه هذا ، وإنما هذا يُحْسَبُ على من  قرؤوا صفحة أو صفحتين يوم الاثنين واستمعوا لتسجيل للمشبهة والمجسمة يوم الثلاثاء وخرج لنا يوم الاربعاء  ليقول نحن رجال وهم ورجال… فيا عجبا ؟؟؟

وكأنه يريد بمنطق زعمه هذا وإدعائه أن يغير الحقائق،  ويزيف الحقيقة المعروفة والمشهورة عن شيخنا ، فمن المعلوم والمعروف عن الشيخ مصطفى ديب البغا أنه شافعي المذهب وأشعري العقيدة وشاذلي الطريقة… وهذا صَرَّحَ بهذا الشيخ مصطفى البغا في أكثر من مرة في دروسه ومجالسه التي كان يقيمها في الشام – هذا إن كان هذا الشاب يحضر لدروسه – وقد راسلت الدكتور أنس مصطفى البغا  وهو ابن الشيخ مصطفى ديب البغا  وسألته عن ما يدعيه هذا الفتى فكان جواب الدكتور أنس البغا ابن الشيخ مصطفى البغا بالحرف : ( لاتبالي بما يقول …على كل حال الشيخ الوالد هو أشعري في عقيدته شاذلي في طريقته شافعي في مذهبه ) ففعلا لا نبالي بهؤلاء الغوغائيين الذين يهرفون بما لا يعرفون لأننا نعرف شيخنا من يكون ونعرف عقيدته ومنهجه وهذا مسطر في منهجه وفي كتبه وفي دروسه  حفظه الله .

ولو سأل هذا الشاب علماء الحجاز عن الشيخ مصطفى البغا لقالوا له أنه شيخ فاضل لولا أشعريته فظلت أشعرية الشيخ مشكلة عند المجسمة والمشبهة … فهو مقبول عندهم بعلمه وتراثه الفقهي والأصولي الزاخر لكن ما قبلوا منه أشعريته ؟؟؟ فالشيخ  معروف عنه في الساحة العلمية والفقهية وعند جميع العلماء بأنه أشعري العقيدة وشاذلي الطريقة ، فهذا الدكتور يوسف الخطار وهو من علماء الشام قال في كتابه الموسوعة اليوسفية الذي قرأه الشيخ مصطفى البغا بنفسه وقرأه كثير من علماء الشام وكتبوا عليه تقاريض ومقدمات يقول فيه الشيخ المصطفى البغا : (أنا صوفي وأخذت الطريقة الشاذلية ، وقال أيضا : أنا شيخي محمد الهاشمي والشيخ أبو الخير الميداني) كتاب الموسوعة اليوسفية في بيان أدلة الصوفية للدكتور يوسف الخطار الصفحة : 79 فلو كان صاحب الكتاب يكذب على شيخنا لكذَّبه علماء الشام الذين كتبوا أكثرمن مقدمة على هذا الكتاب   .

 ولقد أخبرني شخصيا شيخي الدكتور مصطفى البغا لما كنت أدرس عنده في الماجستير بأنه صوفي أخذ الطريقة الشاذلية عن الشيخ محمد الهاشمي التلمساني وبينه وبين جدي الشيخ أحمد بن مصطفى العلاوي رحمه الله  شيخ واحد فقط وهو الشيخ محمد الهاشمي التلمساني … ولطالما كان يحدثني عن معاناته مع الوهابية وتنطعهم وتهجمهم عليه ،  من ذلك ما يحكيه لنا الدكتور مصطفى البغا  حفظه الله لما كنا ندرس عنده في قسم الماجستير أن مدير أحد دور النشر بدمشق عرض عليه طلب أحد علماء الندوة العالمية للعلماء المحسوبين على التيار السلفي بأن يعيد طبع صحيح البخاري الذي علَّق عليه مصطفى البغا لكن بشرط إزالة مذهبيته الأشعرية  في تعليقاته وشرحه لأحاديث العقيدة كحديث النزول وحديث الساق مثلا والذي شرحه على مذهب الأشاعرة،  وعرضوا عليه مكافأة مالية كبيرة،  لكن كان جواب الشيخ البغا حفظه الله  الذي سَيُسَجَّل في التاريخ ورَدَّ عليه بقوله : ( أنا لما خدمت صحيح البخاري وعلقت عليه خدمته لوجه الله ولم أخدمه لكي أكون محسوبا على تيار السلفية ولا على أي تيار )  فرفض العرض وخرج .

وهنا يظهر الفرق الشاسع أن الوهابية يخدمون بالمال فقط ، وهذا شيخنا رضي الله عنه لما عُرِضَ عليه المال رفضه لأنه يخدم لوجه الله تعالى وليس لاي غرض مصلحي مادي أو لنيل الشهرة .  

فلو قرأ هذا الشاب كتب مصطفى البغا لتبين له جليا بأن الشيخ أشعري العقيدة وليس مجسما أو مشبها على مذهب الوهابية، لكن الذي يتبين لنا أن هذا الشاب لم يقرأ كتب الشيخ مصطفى البغا وهذا واضح وظاهر بإدعائه هذا المُفْتَقِرُ للدليل والبرهان … فلو رجعنا لتعليقات مصطفى البغا على صحيح البخاري لوجدنا ما يغنينا ويبين لنا أشعرية الشيخ من خلال تعليقاته،  فهو يشرح النصوص المتعلقة بالعقيدة على مذهب الأشاعرة, من ذلك على سبيل المثال وليس على سبيل الحصر :

تعليقه على حديث الساق الذي يرويه أَبِي سَعِيدٍ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ، قَالَ: سَمِعْتُ النَّبِيَّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَقُولُ: (يَكْشِفُ رَبُّنَا عَنْ سَاقِهِ، فَيَسْجُدُ لَهُ كُلُّ مُؤْمِنٍ وَمُؤْمِنَةٍ، فَيَبْقَى كُلُّ مَنْ كَانَ يَسْجُدُ فِي الدُّنْيَا رِيَاءً وَسُمْعَةً، فَيَذْهَبُ لِيَسْجُدَ ، فَيَعُودُ ظهره طبقا واحدا )

فقال الشيخ مصطفى البغا معلقا على هذا الحديث وفقا  لمذهب  الأشاعرة بالتنزيه وعدم الوقوع في التشبيه والتشخيص فقال : (سَاقِهِ) الله تعالى أعلم بهذا مع اعتقادنا بتنزيه الله تعالى عما يشابه المخلوقات وللعلماء المحققين تأويلات لمثل هذه المتشابهات لا تخرج عن قواعد الشريعة وأصول الدين منها ما ذكر في شرح الآية السابقة ومنها أن المراد بالساق نور عظيم يكشف عنه سبحانه يوم القيامة وغير ذلك.  ( صحيح البخاري تعليق مصطفى البغا ) باب يوم يكشف عن الساق  ( الجزء 3:الصفحة 1764) دار العلوم الانسانية دمشق الطبعة الثانية 1993 .

ومما يقوله كذلك  في تعليقه على حديث النزول الذي قال فيه صلى الله عليه وسلم (يَنْزِلُ رَبُّنا كُلَّ لَيْلَةٍ إلى السَّماءِ الدُّنْيا حِينَ يَبْقَى ثُلُثُ اللَّيْل الآخِر فَيَقُولُ مَنْ يَدْعُونِي فأسْتَجِيبَ لَهُ  مَنْ يَسْألُني فأُعْطِيَهُ  مَنْ يَسْتَغْفِرُني فَأَغْفِر لَهُ ) فقد علق عليه مصطفى البغا فقال: ( ينزل ربنا ) هذا النزول من المتشابه الذي يفوض علم حقيقته إلى الله تعالى أو المراد ينزل أمره ورحمته ولطفه ومغفرته أو المراد تنزل الملائكته بأمر منه .

السماء الدنيا : الأولى وسميت بالدنيا لقربها من أهل الأرض . صحيح البخاري تعليق مصطفى البغا ( الجزء 1: الصفحة 374)

ومما قاله أيضا في كتابه محاضرات في علم أصول الفقه الذي كان يُدَرِّسُهُ لطلاب الماجستير في أقسام اللفظ من حيث الظهوروالخفاء لما تحدث عن المتشابه شرح حديث النزول فقال : (… فكل ما هنالك أن الله تعالى اختبر إيماننا وتسليمنا بهذا المتشابه ، فنؤمن به على وجه فيه كل التنزيه لله تعالى عن مشابهة مخلوقاته، ونفوض علم حقيقته إلى الله تعالى)

فأشعريته ظاهرة ومتجلية في كلامه هذا بأنه من أهل التنزيه والتفويض ومعلوم أن الأشاعرة هم الذين يقولون بالتنزيه والتفويض ولا يقولون بالتجسيم والتشخيص كما وقع في ذلك الوهابية ،  فهو أشعري بتفويضه وتسليمه وليس من أهل التجسيم والتشخيص الذين يقولون بالنزول كنزول الخلق وشبهوه سبحانه بالمخلوقات .

وانظر كذلك في تعليقه على جوهرة التوحيد للباجوري والذي يعتبر هذا الكتاب كمرجع في العقيدة الأشعريه والذي علق عليه الشيخ الدكتور  مصطفى البغا في الصفحة 132، دار المصطفى، الطبعة الاولى 2010 .

ولما فسر في صفات الذات في قول الله ( يد الله ) قال هي : كناية عن خزائنه التي لا تنفد بالعطاء (صحيح البخاري تعليق مصطفى البغا  الجزء 3: الصفحة 1617 )

وقال الشيخ أيضا معلقا في كتاب جوهرة التوحيد في الصفحة 155 فقال : ( ذكر المفسرون أن قوله تعالى بأيد أيد قوة) ولم يذهب الى ما ذهب اليه الوهابية المجسمة والمشبهة .

فهذه أمثلة فقط على سبيل التمثيل وليس على سبيل الحصر كما ذكرنا تبين لنا عقيدة الشيخ مصطفى البغا بأنه اشعري العقيدة من خلال  تفسيره لأحاديث العقيدة  وليس بوهابي مجسم كما يدعي المدعي في تسجيله ، وشهد شاهد من أهله بأن هذا ابن الشيخ مصطفى البغا أنس البغا بشخصه يقول عن أبيه بأنه أشعري العقيدة  وشاذلي الطريقة وشافعي المذهب ، فهل نترك كل أقوال الشيخ في كتبه والتي تبين بأنه أشعري وشهادة ابن الشيخ الذي يقول عن أبيه بأنه اشعري العقيدة وشاذلي الطريقة ونصدق هذا المعتوه الذي يتقول عن الشيخ بغير حق ولا برهان أو دليل ؟

فيصدق به قول الشاعر:

وأضحى ينشر الأوهام عني **** ونحوي كم أشاروا بالبنان

إذا وهب الكذوب حقوق عبد  ***   تـقوم قيامة قبل الأوان

أعلمه التعفف كل يوم     ***    ولما وثقت به كواني

فمقصود هذا الشاب بكلامه الخالي من أي دليل أو برهان ، ظاهر بأنه يريد أن يستغل اسم الشيخ مصطفى البغا وسمعته وقيمته  الفقهية والعلمية لكي يمتطيها ويعتلي عليها للشهرة وحبا في الظهورو التعالي ورحم الله الشاعر لما قال :

أرى التشهير ضعفا وانكسارا **** وفعلا لن يحققَّ لي الأماني

فهو أراد التشهير بنفسه واستغل شهرة الشيخ لينصر بها الدعوة الوهابية حتى يسيل لعاب الشباب فيتبعوه ، فأقول له فالحق هو الذي يجب أن يتبع فمن قال قولا بدون برهان فإن قوله ظاهر البطلان ، والبصير النبيل  من أدرك الحق من أول الدليل .

وأختم بمقولة لابن رجب رحمه الله يقول فيها : فإن التفقه في الدين والسؤال عن العلم إنما يحمد إذا كان للعمل لا للمراء والجدال . فلا ينبغي علينا أن نشغل الناس بالجدال والمراء والإدعاء والكذب على العلماء فليس من البر والوفاء وأخلاق الإسلام  الكذب وقول البهتان على المشايخ والعلماء جزاهم الله عن الإسلام والمسلمين كل خير .

 

 الشيخ عبد الرحيم  الكريم ابن النخيل الحسني المالكي 

Похожие материалы