Омовение по ханафитскому мазхабу. Урок 21. Виды наджасы

 باب الانجاس والطهارة عنها

Раздел, посвященный видам наджасы и способам очищения от нее

 

Шариат требует от человека очищения от наджасы, за исключением малого ее количества, наличие которого по Шариату прощается[1].

Имам ат-Табарни приводит хадис, смысл которого указывает на то, что первое о чем будет спрошен человек в моглие, — это то, очищался ли он в этой жизни.

Существует два вида наджасы: тяжелая (النجاسة المغلظة) и легкая (النجاسة المخففة).

Тяжелая наджаса называется так, потому что прощается реже, чем легкая.

Согласно определению, которое дал имам Абу Ханифа, тяжелая наджаса — это та наджаса, относительно нечистоты которой есть однозначное подтверждение из Корана и Сунны, а легкая наджаса — та, относительно нечистоты которой есть противоречивые передачи. Например, в одном хадисе Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, повелевает очищаться от мочи, а в другом повелевает людям из племени Урайна выпить молока и мочи верблюда в качестве лекарства, — исходя из этих хадисов, по мнению имама Абу Ханифы, моча животных, которых дозволено употреблять в пищу, относится к легкой наджасе.

Согласно определению, которое дали имамы Абу Юсуф и Мухаммад, тяжелая наджаса — это та наджаса, относительно нечистоты которой есть единогласное мнение ученых, а легкая наджаса — та, относительно нечистоты которой между учеными есть разногласие.

Примеры тяжелой наджасы:

  • Вино[2]. О том, что вино является нечистым, явно сказано в Коране и Сунне.
  • Кровь, которая пролилась[3]. Однако некоторые виды крови считаются чистыми по Шариату, например: а) кровь, оставшаяся в волокнах мяса животного, которое было забито по Шариату; б) кровь, оставшаяся в жилах и венах забитого по Шариату животного; в) печень; г) селезенка; д) кровь сердца; е) кровь, которая не вышла за границы раны; ж) кровь от клопов, блох, вшей, даже если ее много; з) кровь рыбы; и) кровь шахида не является наджасой для самого шахида, однако если она попала на другого человека, она является наджасой.
  • Мясо мертвечины. Наджасой является мясо тех животных, в которых циркулирует кровь. Мертвые насекомые, в которых нет крови, не являются наджасой. Также исключением из данного правила являются рыба и саранча.
  • Шкура мертвечины до дубления[4].
  • Моча животных, мясо которых нельзя употреблять в пищу по Шариату, например, моча волка. То же касается мочи человека, даже если это младенец, который питается только молоком. Если моча мыши попадет в малое количество воды, вода загрязняется, так как защитить сосуды с водой легко, закрывая их крышками, однако небольшое количество мочи или помета мыши, попавшее на продукты или одежду, прощается.
  • Кал собаки.
  • Кал хищных животных, например, пантеры или свиньи.
  • Слюна хищных животных.
  • Помет курицы, утки и гуся (так как их помет смешан с мочей).
  • Всё, выход чего из тела человека нарушает малое омовение: кровь, вышедшая за границы раны, мани, мази, вади, кровь истихады, хайда, нифаса, рвота, если она заполнила рот.

Примеры легкой наджасы:

  • Моча животных, мясо которых дозволено употреблять в пищу, например, моча лошади[5].
  • Помет животных, мясо которых дозволено употреблять в пищу, например, корова, лошадь, баран, мул, осел[6].
  • Жвачка верблюда, коровы или овцы[7].

Кровь рыбы, слюна мула и осла являются чистым.

Помет птиц, которые не дозволены в пищу по Шариату, например, коршуна или сокола, по одному из мнений относится к легкой наджасе, а по другому мнению, которое назвал верным имам ас-Сарахси, не является наджасой вообще.

[1] Oб этом пойдет речь в следующем уроке.

[2] Под вином следует понимать напиток, который изготовлен из виноградного сока.

[3] Вышедшая за границы раны, выпущенная.

[4] Kроме свиной кожи, которая является наджасой даже после дубления.

[5] Согласно самому сильному мнению, моча лошади относится к легкой наджасе, однако имам Мухаммад высказал мнение, что моча лошади и в целом всех животных, мясо которых дозволено в пищу, как баран или антилопа, чиста.

[6] Согласно самому сильному мнению, которое высказали имамы Абу Юсуф и Мухаммад, помет дозволенных в пищу животных является легкой наджасой, но этому мнению нужно следовать в деревенских условиях. В условиях города уберечься от помета животных легко, поэтому необходимо следовать мнению имама Абу Ханифы, который сказал, что помет дозволенных в пищу животных относится к тяжелой наджасе.

[7] Жвачка имеет тот же хукм, что и помет данный животных, поэтому, по мнению имамов Абу Юсуфа и Мухаммада относится к легкой наджасе, а, по мнению имама Абу Ханифы, жвачка относится к тяжелой наджасе.

Похожие материалы