Отрицание иджма – это куфр?

Вопрос:

Является ли куфром (неверием) отвергать какие-то положения Шариата, относительно которых есть иджма (единогласное мнение ученых)? Например, смертная казнь за вероотступничество. Многие мусульмане отвергают это положение Шариата, хотя оно не передается через хадисы мутаваттир (как и побивание камнями), но относительно него есть иджма.

Ответ:

Во имя Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете и только к верующим – на том

Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух!

С точки зрения надежности передачи есть три разных уровня иджма:

1) Аль-иджма аль-мутаватир (непрерывная иджма).

2) Аль-иджма аль-машхур (известная иджма).

3) Аль-иджма аль-ахади (одиночная иджма)[1].

Только отрицание иджма аль-мутаватир может вывести из Ислама.  Отрицание иджма аль-машхур или иджма аль-ахади не приводит к вероотступничеству. Однако человек, который отвергает эти два вида иджма, будет считаться заблудшим и должен сделать тауба (покаяться).

Кроме того, иджма аль-мутаватир может быть установлена только от сподвижников (да будет доволен ими Аллах). Алляма Касим ибн Кутлюбга (рахимахуллах) упоминает, что только отрицание иджма, на которой явно сошлись все сахабы (да будет доволен ими Аллах), может вывести человека из Ислама.

Отрицание иджма, которая имеет явное одобрение одних (ученых) и молчаливое одобрение других, не выводит из Ислама[2].

Несмотря на обширные исследования, я не был в состоянии определить положение иджма о казни вероотступников, которая имеет явное одобрение (ученых).

В общем, всякий раз, когда у ученых есть сомнения относительно чего-то (в каком-то действии), приводящего к неверию, факихи не выносят фетву о неверии этого человека. Ученые считают, что даже если есть семьдесят доводов, указывающих на неверие кого-то, и только одна, неясная и неопределенная возможность посчитать его верующим, муфтий должен вынести фетву, что он является верующим и игнорировать семьдесят ясных доводов[3].

А Всевышний Аллах знает лучше.

 

 

[1] قَالَ الشَّيْخُ الْإِمَامُ ثُمَّ هَذَا عَلَى مَرَاتِبَ فَإِجْمَاعُ الصَّحَابَةِ مِثْلُ الْآيَةِ وَالْخَبَرِ الْمُتَوَاتِرِ وَإِجْمَاعُ مَنْ بَعْدَهُمْ بِمَنْزِلَةِ الْمَشْهُورِ مِنْ الْحَدِيثِ، وَإِذَا صَارَ الْإِجْمَاعُ مُجْتَهَدًا فِي السَّلَفِ كَانَ كَالصَّحِيحِ مِنْ الْآحَادِ. (أصول البزدوي ج 3 ص 261 دار الكتاب الإسلامي)

أَمَّا الَّذِي يَرْجِعُ إلَى نَفْسِهِ فَأَنْوَاعٌ: مِنْهَا إبَاحَةُ دَمِهِ إذَا كَانَ رَجُلًا، حُرًّا كَانَ أَوْ عَبْدًا؛ لِسُقُوطِ عِصْمَتِهِ بِالرِّدَّةِ قَالَ النَّبِيُّ – صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ -: «مَنْ بَدَّلَ دِينَهُ فَاقْتُلُوهُ» .

وَكَذَا الْعَرَبُ لَمَّا ارْتَدَّتْ بَعْدَ وَفَاةِ رَسُولِ اللَّهِ – صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ – أَجْمَعَتْ الصَّحَابَةُ – رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُمْ – عَلَى قَتْلِهِمْ، (بدائع الصنائع في ترتيب الشرائع ج 7 ص 134)

[2] (وأعلى مراتبه): باعتبار المجمعين (إجماع الصحابة () تصريحاً من الكلّ، وهذا إذا انقرض عليه عصرهم، وانتقل إلينا متواتراً، كالآية والخبر المتواتر القطعي الدلالة، يكفر جاحد حكمه، وإن نقل آحاداً كان كخبر الواحد.

ثم الإجماع الذي ثبت بنص البعض منهم وسكوت الباقين، وهذا لا يكفر جاحد حكمه، وإن كان من الأدلة القطعية؛ لأنه بمنزلة العام من النصوص. (خلاصة الأفكار شرح مختصر المنار ص 68)

[3] بَلْ قَالُوا لَوْ وُجِدَ سَبْعُونَ رِوَايَةً مُتَّفِقَةً عَلَى تَكْفِيرِ الْمُؤْمِنِ وَرِوَايَةٌ وَلَوْ ضَعِيفَةً بِعَدَمِهِ يَأْخُذُ الْمُفْتِي وَالْقَاضِي بِهَا دُونَ غَيْرِهَا، (حاشية ابن عابدين ج 1 ص 81 أيج أيم سعيد)

Похожие материалы