Доказательства дозволенности тавассуля и истигасы. Часть 2

ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ДОЗВОЛЕННОСТИ ПРОСЬБЫ О ПОМОЩИ И СПАСЕНИИ ИЗ КОРАНА И СУННЫ

  1. В суре «аль-Касас», аят 15 есть слова Всевышнего Аллаха: «И воззвал тот, кто был из сынов Исраиля, к нему о помощи против противника».

Всевышний Аллах рассказывает о копте из окружения пророка Мусы  который попросил пророка о помощи, и тот помог ему. Все пророки, мир им, приходили с единобожием (тавхид) и опровержением многобожия (ширк). Если взывание о помощи (истигаса) к кому-либо относилось бы к многобожию, то Муса  запретил бы это тому мужчине, а Всевышний Аллах не рассказал бы нам об этом, подтверждая такой поступок.

  1. В суре «аль-Кахф», аят 95 есть слова Всевышнего Аллаха, повествующие о Зуль-Карнайне, правоверном мусульманине. Он сказал: «Помогите мне силой, и я установлю между вами и ними преграду».

Он попросил своих последователей помочь ему. Если бы просьба о помощи была разновидностью многобожия, Аллах не подтвердил бы ее, и выразил бы порицание ему, и не удостоверил бы в Коране.

Если кто-либо скажет: «Это закон (шариат) тех, кто был до нас».

Ответ: Это положение не относится к тем нормам Шариата, которые могут быть аннулированы. Это положение относится к нормам вероубеждения, касающимся Единобожия, а нормы вероубеждения едины для всех небесных законоположений. Между ними нет различий, так как у всех пророков и посланников одно вероубеждение и в нем никоим образом не содержится многобожие.

В нашем Шариате есть много текстов, подобных этому. К ним относятся и слова Всевышнего: «Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и посягательстве» (сура «аль-Маида», аят 2).

Если бы в каждом из нас не была заложена возможность помочь при содействии Всевышнего Аллаха, то в этом тексте не было бы повеления и запрещения о нем или же он должен был быть недействительным, а это не так.

Также Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Аллах помогает Своему рабу, пока тот помогает своему брату по вере». Передал Муслим.

Аллах помогает тебе и посредством тебя твоему брату. Отнесение этого к рабу и приписывание ему – это иносказание (маджаз), так как наше убеждение заключается в том, что нет силы и мощи ни у кого, кроме Всевышнего Аллаха.

Когда мы говорим рабу: «Помоги мне», – или: «Спаси меня», – смысл этого следующий: «Помоги мне посредством помощи Всевышнего Аллаха, которую Он заложил в тебе», – и: «Спаси меня посредством Силы и Мощи Всевышнего Аллаха, которой Он поддержал тебя».

Тот, кто убежден, что творение помогает, спасает, приносит пользу или вредит само по себе своей сущностью, тот многобожник (мушрик).

Если кто-либо скажет: «Ваши слова «помоги мне», «спаси меня» – это просьбы, обращенные к творению. Как может такое обращение стать допустимым, если Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал Ибн Аббасу: «Если ты просишь, то проси у Аллаха; а если обращаешься за помощью, обращайся к Аллаху» (передал ат-Тирмизи)?!

Ответ: Слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, обращенные к Ибн Аббасу, не аннулируют, не отрицают использование причин, и он не отрицал дозволенность просьбы и требования через речь.

Истинное значение этих слов – Аллах и Его Посланник знают лучше – заключается в том, что если у вас есть какая-либо просьба, то обратите ее к Аллаху, прежде чем обратиться с речью к «причинам», через которые вы хотите добиться ее исполнения. После такого обращения сердцем к Всевышнему Аллаху с просьбой облегчить исполнение вашей цели руками тех благочестивых рабов, обращайтесь к ним посредством речи.

Также можно сказать: Когда вы просите посредством «причины», вы удостоверяете, что просите Всевышнего Аллаха, потому что Он проводит предопределенное посредством Своих творений Своей Мощью и Силой, и эти творения, эти «причины» не будут Его соучастниками. Засвидетельствуйте после этого сердцем одновременно с просьбой языком, обращенной к причинам, то, что сотворит и проведет это Всевышний Аллах, будь то выполнение или невыполнение.

Причиной такого толкования являются слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, сказанные им Рабиу ибн Ка`бу аль-Аслями. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал ему: «Проси у меня». Тот сказал: «Я прошу, чтобы я не расставался с тобой в Раю». Он сказал: «Ты это просишь?». Он ответил: «Да». Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Помоги мне против твоего эго (нафс), множеством земных поклонов». Передал Муслим.

Разве Пророк (мир ему и благословение Аллаха) велит Рабиу совершить многобожие, когда говорит ему: «Проси меня»?! Конечно, нет! Когда Рабиа сказал Пророку (мир ему и благословение Аллаха) : «Я прошу тебя, чтобы я не расставался с тобой в Раю», – Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не сказал ему, что не может этого, или у него нет разрешения на это, или что это не свойственно ему,  и что это не в его силах, и что тот сам должен просить у Аллаха. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) принял его просьбу и удостоверил его в ней и сказал: «Помоги мне против твоего эго (нафс) множеством земных поклонов».

Если бы Рабиа не свидетельствовал сердцем о Единственности Всевышнего Аллаха и о том, что Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, не соучастник Аллаха, и что его сила и мощь – лишь от Аллаха, и что Он проводит предписанное его руками, он не сказал бы ему: «Проси у меня».

В этом хадисе Рабии содержится ответ говорящим, что у него просят лишь то, что в его силах, и не просят то, что не в его силах. Одарить кого-либо своим сопровождением в Раю не в силах человека, кем бы он ни был. Как же с ним согласился Пророк, да благословит его Аллах и приветствует? Ясно, что мы не взаимодействуем с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, когда просим у него то, что свойственно людям, а взаимодействуем в том, что не обычно для них, принимая во внимание его особенность, которой он отличается от всех творений, за исключением пророков – атрибутами пророческой и посланнической миссий, которые общие для всех пророков и посланников. В их наследниках тоже содержится толика этого – то, что ученые в области единобожия называют караматом.

Карамат – это действия, выходящие за рамки обычного и протекающие не по общепринятому способу[1].

Я видел в словах господина, хадисоведа Мухаммада Аляви аль-Малики, да воздаст ему Аллах добром, пояснение этого, и ниже я привожу его слова:

«Пророк Сулейман, мир ему, потребовал от людей и джиннов из своего окружения доставить к нему в Шам из Йемена трон Билькис. Доставить трон может лишь Аллах, это не в силах людей или джиннов. Сулейман  потребовал это от своих приближенных, и праведный раб сказал: «Я принесу его тебе в мгновение ока» (сура «ан-Намль», аят 40). Является ли требование пророка Сулеймана, мир ему, неверием, и является ли ответ любимца Аллаха многобожием? Конечно, нет! Это было сделано необычным способом и относится к категории того, для чего Аллах им дал силу и над чем дал власть. Это действие отнесено к ним обоим иносказательно». Конец цитаты.

Я считаю, что слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, сказанные Ибн Аббасу: «Если ты просишь, то проси у Аллаха», – и обращение к Рабиу: «Проси меня», – не противоречат друг другу с точки зрения вероубеждения, потому что сила и мощь Посланника Аллаха  – от Всевышнего Аллаха, то же относится и ко всем творениям. Всевышний Аллах сказал ему: «Не ты бросал, когда бросил, а Аллах бросил» (сура «аль-Анфаль», аят 17). Это раб, руками которого Всевышний Аллах открыл и откроет всей его умме то, что не откроет руками другого. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал об этом: «Поистине, я раздающий, а Аллах дает (изначально)». Передали аль-Бухари и Муслим. Также он  сказал: «Завтра я дам знамя человеку, который любит Аллаха и Его Посланника и которого любит Аллах и Его Посланник, через которого Аллах даст победу». Передали аль-Бухари и Муслим. Это он сказал о нашем господине Али, да будет доволен им Аллах. Каков же он сам (то есть Пророк) в плане одарения победой, когда в нем совершенны все ступени любви к Аллаху и любви Аллаха к нему? Разве Аллах не одарит его тем, что выше всего того, чем Он одарил других своих любимцев?

Да смилуется Всевышний Аллах над шейхом Юсуфом ан-Набхани, сказавшем в своем произведении: «Он делит щедрость между ними, и от Аллаха к ним явился его руками дар».

Господин Мухаммад Аляви аль-Малики, да воздаст ему Аллах добром, сказал о хадисе Ибн Аббаса следующее:

«Очевидно, что хадис Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Если ты просишь, то проси у Аллаха; а если обращаешься за помощью, обращайся к Аллаху» не запрещает просьбы о помощи, обращенные не к Всевышнему Аллаху, как кажется при буквальном его понимании. Этот хадис запрещает забывать про то, что все исходящее от причин, на самом деле, исходит от Аллаха. Здесь повелевается знать о том, что все милости совершенные творениями, исходят от Аллаха. Смысл в том, что если вы хотите попросить помощи у какого-либо творения и вам необходимо это сделать, то уповайте лишь на одного Аллаха, и пусть причины не отгородят от вас Всевышнего, который устроил эти причины. В одном из хадисов говорится: «Знай, что если вся умма соберется вместе, чтобы сделать для тебя что-нибудь полезное, они принесут тебе пользу лишь в том, что было предопределено тебе Аллахом, и если соберутся они вместе, чтобы нанести тебе вред, они навредят тебе лишь в том, что было предопределено тебе Аллахом»[2]. Конец цитаты.

[1] Иными слова карамат – это чудо или необычайное явление, способность, которым Аллах наделяет кого пожелает из своих праведных рабов.

[2] Этот хадис передал ат-Тирмизи, сказав, что хадис достоверный. Он также приводится в сборнике «Сорок хадисов» имама ан-Навави, под номером 19.

Похожие материалы