Доказательства дозволенности тавассуля и истигасы. Часть 5

ИЗУЧЕНИЕ НЕКОТОРЫХ КОРАНИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ, УКАЗЫВАЮЩИХ НА ДОЗВОЛЕННОСТЬ ИСПРАШИВАНИЯ ПОМОЩИ, И О ПРИМЕРАХ ТАКОГО ИСПРАШИВАНИЯ, И О НЕКОТОРЫХ ПРАВИЛАХ ВЕРОУБЕЖДЕНИЯ, КАСАЮЩИХСЯ ЭТОГО

 

Текст первый

Всевышний Аллах говорит (смысл): «Вот вы попросили своего Господа о помощи, и Он ответил вам: Я помогу вам тысячью ангелов, следующих друг за другом» (сура «аль-Анфаль», аят 9).

В этом тексте говорится, что сподвижники, да будет доволен ими Аллах, обращались за помощью к Всевышнему Аллаху и что Он ответил им и помог, дав в помощь тысячу ангелов, мир им.  Ангелы – из войск Всевышнего Аллаха, которых Он поддерживает Своей Мощью и Силой и которыми Он поддерживает кого пожелает из рабов. Тот, Кто поддерживает ангелов – это Всевышний Аллах. Его Мощь может поддерживать тех из рабов Аллаха, кого Он пожелает и поддерживать ими других, так как все творения одинаковы со стороны способности, сотворенности и связи атрибутов Всевышнего Аллаха с ними. Кто же обязал Всевышнего Аллаха поддерживать только ангелов, так чтобы только они помогали другим, а пророки, любимцы Аллаха (авлия) и праведники никому не помогали бы? Ведь известно, что вся их сила – от Всевышнего Аллаха и что разница между ангелами, пророками и любимцами Аллаха – это разница  между сходными.

В достоверном хадисе аль-кудси, переданном аль-Бухари, Всевышний Аллах говорит: «Мой раб не перестает приближаться ко Мне, совершая желательные дела, пока Я не полюблю его. А когда Я полюблю его, Я буду его слухом, его зрением, его языком, его рукой, его ногой, и если он попросит, Я обязательно дам ему, а если он попросит защиты, Я обязательно защищу его».

Разве этот текст не свидетельствует о том, что Аллах помогает Своим любимцам и избранникам, оказывает им особую помощь и что они перед Ним подобны некоторым ангелам?

Если скажут: «Почему Аллах не помог сподвижникам Сам, а помог ангелами?»

Ответ: Ученые в области единобожия говорят, что Всевышний Аллах больше любит одаривать Своих рабов через мудрость (т.е. через некие внешние причины), чем через Свою Мощь (т.е. напрямую, без причин). В любом случае, с причинами и без них, дает только Аллах. Мы живем в мире, называемом «видимый мир», в котором Всевышний Аллах сделал так, что все предопределенное по Его мудрости зависит от внешних причин, т. е. проистекает от причин.

Разве не ясно, что Всевышний Аллах поручал некоторым ангелам регулирование дел этого мира и сказал (смысл): «…и исполняющими повеления» (сура «ан-Назиат», аят 5). Исполнение повелений приписано ангелам метафорически, так как на самом деле они лишь выявляют предопределенное Всевышним на небесах и на земле по Его Воле, велению, Силе и Мощи. Он помогает посредством причин, но они не самодостаточны и существуют по Воле Всевышнего Аллаха. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «О Аллах, Ты – Хранитель небес и земли, и тех, кто там обитает». Передали аль-Бухари и Муслим.

Всевышний Аллах во многих аятах называет дела рабов Своими делами:

  1. «Не вы убили их, а Аллах убил их. Не ты бросил горсть песку, когда бросал, а Аллах бросил» (сура «аль-Анфаль», аят 17).
  2. «Сражайтесь с ними. Аллах накажет их вашими руками…» (сура «ат-Тауба», аят 14).
  3. «Мы тоже ждем, что Аллах поразит вас мучениями от Себя или же накажет вас нашими руками» (сура «ат-Тауба», аят 52).
  4. «Аллах сотворил вас и то, что вы делаете» (сура «ас-Саффат», аят 96).

Текст второй

 

Всевышний Аллах сказал (смысл): «Вот твой Господь внушил ангелам: Я – с вами. Укрепите тех, которые уверовали!» (сура «аль-Анфаль», аят 12)

В этом тексте говорится, что Всевышний Аллах поддержал своих ангелов особым сопровождением, присутствием рядом с ними, и из-за этой Божественной помощи Он велел им укрепить тех, кто уверовал. В аяте действие по укреплению метафорически отнесено к ангелам, так как на самом деле укрепляет Аллах. Если какой-либо правоверный скажет: «О  ангелы Аллаха, укрепите меня!» – или же: «О Аллах, укрепи меня Твоими ангелами!» – он не будет многобожником, так как он убежден, что они укрепляют его лишь по велению Всевышнего и что все это – лишь результат помощи Всевышнего Аллаха.

В исламском вероучении утверждается, что пророки и посланники, мир им, – избранные люди и что они лучше перед Всевышним, чем избранные ангелы, мир им. Если достоинство ангелов подтверждено священным текстом, то тем самым подтверждается достоинство тех, кто выше их по уровню и месту. Аллах помогает пророкам и ангелам и дает им помощь ввиду их особенностей. Таким образом, они обладают тем, чем Всевышний Аллах укрепляет каждого, кто верит в них в их земной жизни и в их жизни в барзахе. Если какой-либо правоверный попросит у Аллаха укрепить его посредством Его пророка и помочь ему через него, то из-за этого он не станет многобожником, как считают некоторые.

Текст третий

Всевышний Аллах сказал (смысл): «Конечно! Если же вы будете терпеливы и богобоязненны и если враги нападут на вас прямо сейчас, то ваш Господь поможет вам пятью тысячами меченых ангелов» (сура аль-Имран, аят 125).

В тексте ясно говорится, что дающий помощь – это Всевышний Аллах и что эта помощь выражается в виде пяти тысяч ангелов, сила и мощь которых от Всевышнего Аллаха. Тот, Кто способен помочь ангелами, способен помочь и через другие свои творения, ибо сила и мощь всех творений от Всевышнего Аллаха. Тот факт, что одни творения помогают другим в зримом мире и исполняют нужды других, – это тоже одно из проявлений помощи Всевышнего. Всевышний Аллах проводит через них все предписанное, но они сами по себе не могут ни на что влиять.

В достоверном хадисе подтверждено, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил когда некое предписание Всевышнего осуществлялось посредством какого-либо творения: «Аллах предписал и сделал то, что хотел». Передал Муслим.

Также в достоверном хадисе подтверждено, что Анас ибн Малик, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я прислуживал Посланнику Аллаха десять лет. Он ни разу не говорил о том, что я сделал и о том, что я оставил: «Почему ты оставил это?» – и, если мои родные упрекали меня за что-либо, он говорил: «Оставьте его. Если бы было предписано – это случилось бы». Передали аль-Бухари и Муслим.

В другом достоверном хадисе передаются слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Чего пожелал Аллах, то случилось, а то, чего Он не пожелал, не случилось. Нет силы и мощи ни у кого, кроме Аллаха». Передал Абу Дауд.

Это значит, что то, чего пожелал Аллах, случилось, даже если этого не хотели творения. Это значит, что желаемое Аллахом сбывается, даже если это идет против желания творений, а противное Ему не сбывается, даже если творения этого хотят.       

Текст четвертый

Всевышний Аллах сказал (смысл): «Если же они захотят обмануть тебя, то тебе достаточно Аллаха. Он поддержал тебя Своей помощью и верующими» (сура «аль-Анфаль», аят 62).

В тексте ясно говорится, что тот, кто поддерживает – это Аллах, тот, кого поддерживают – это Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и что средство поддержки – это верующие.

Слова Всевышнего (смысл) «тебе достаточно Аллаха» означают то, что Аллах управляет всем тем, что исполняет твои нужды и обеспечивает тебя. Он Тот, Кто поддерживает и возвеличивает Свою веру верующими и дарует ей победу через них и поддерживает Своих рабов через праведников, пророков и посланников, через тех, кто получает Его помощь при их жизни на этом свете и в жизни переходной (барзах).

Если кто-либо скажет своему верующему брату: «Поддержи меня посредством поддержки, оказываемой тебе Аллахом», – или: «Помоги мне посредством способности помочь, данной тебе Аллахом», – или если он обратится к Аллаху со словами: «О мой Аллах, поддержи меня через Своих праведных рабов, как Ты поддержал Своего Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует», – то он не будет многобожником, наоборот, это чистая вера и ее суть.

Если спросят: «Что означают слова Всевышнего (смысл): «О Пророк! Тебе и твоим верующим последователям достаточно Аллаха»? (сура «аль-Анфаль», аят 64)

Ответ: Имам аль-Куртуби приводит в тафсире несколько высказываний об этом аяте:

  1. Смысл аята: «Тебе довольно Аллаха и мухаджиров с ансарами». И тогда слова «твоим верующим последователям» стоят в позиции именительного падежа (раф`). Абу Джа`фар сказал: «Я слышал, как Али ибн Сулейман говорил: «Эти слова связаны союзом со словом «Аллах», и тогда значение будет таким: «Тебе довольно Аллаха и тех, кто последовал за тобой»». Также он говорил, что им подобны слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Мне достаточно Всевышнего Аллаха и ансаров». Эти слова переданы от Хасана.
  2. Смысл аята: «Тебе и последовавшим за тобой достаточно Аллаха». Также возможно, что слова «твоим верующим последователям» означают, что им и ему достаточно Аллаха. Еще может быть так, что слова «те, кто» стоят в позиции винительного падежа (насб) и при этом значение будет «тебе и последовавшим за тобой достаточно Аллаха».

То, что Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и верующим достаточно Аллаха, проявляется, когда этого хочет Аллах, через Его Могущество или через Его Мудрость. Из этого и выводятся слова Хасана, да будет доволен им Аллах.

Это же относится и к словам Всевышнего (смысл): «Воистину, Мы избавили тебя от насмехавшихся» (сура аль-Хиджр, аят 35). Их было пятеро – вождей многобожников из числа жителей Мекки. Всевышний Аллах избавил его от них и погубил их через нашего господина Джибриля, мир ему, как единогласно говорят об этом толкователи Корана (муфассиры).

Исходя из этого, ясно, что, когда мусульманин говорит: «Нам достаточно Аллаха, и Он – лучший покровитель», – это означает, что он просит Аллаха избавить его, чем пожелает и как пожелает посредством Его Силы или Мудрости. Это подобно мольбе верующего юноши в происшествии у рва, что подтверждено в «Сахих» (Муслима): «О Аллах! Избавь меня от них, чем хочешь и как хочешь».

 

Текст пятый

 

Всевышний Аллах сказал (смысл): «Тогда Аллах ниспослал ему спокойствие и поддержал его воинами, которых вы не видели» (сура «ат-Тауба», аят 40).

В тексте ясно говорится, что тот, кто поддерживает – Аллах, тот, кого поддерживают – это Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и что средство поддержки – воины, не видимые обычными людьми.

Наш Господь говорит в другом аяте (смысл): «Аллаху принадлежит воинство небес и земли» (сура «аль-Фатх», аят 7). Пророки, посланники и любимцы Аллаха относятся к воинству Аллаха, и мусульманин, обладающий правильной верой, не сомневается в этом. Тот, кто поддерживает творения невидимым воинством из «высшего» мира, поддерживает и невидимым войском из «нижнего» мира.

Установлено, что души приближенных рабов Аллаха: пророков, праведников, шахидов – вращаются во вселенной, перемещаясь, куда хотят.

Всевышний Аллах сказал (смысл): «Если он будет одним из приближенных, то обретет покой (или радость; или милость), удел (или базилик) и Сад блаженства» (сура «аль-Вакиа», аят 88).

Имам Малик ибн Анас, да смилуется над ним Аллах, сказал: «До меня дошло, что души верующих свободны и они могут идти куда захотят»[1]. От него это передал шейх Ибн аль-Кайим аль-Джавзия в книге «ар-Рух»[2]. Тогда получается, что души относятся к воинству Аллаха, и, как по Шариату, так и логически, допустимо, что Аллах через них, после того как они покинули тело, поддерживает тех Своих рабов, кого хочет поддержать. Поэтому тот, кто обратится к Аллаху со словами: «О Аллах! Поддержи меня воинами с небес и земли», – или: «О воинство Аллаха на небесах и на земле, поддержите меня посредством поддержки, оказанной вам Аллахом», – не выходит из веры и не становится многобожником.

 

Текст шестой

 

Всевышний Аллах сказал, обращаясь к пророку Исе сыну Марьям, мир им, и рассказывая о нем (смысл): «Я поддержал тебя Святым Духом (Джибрилем)» (сура «аль-Маида», аят 5).

Тот, кто поддерживает в этом случае – Всевышний Аллах, тот, кого поддерживают – пророк Иса сын Марьям, мир им, а средство укрепления – Святой Дух, наш господин Джибриль, мир ему. Кто оказывает помощь через Джибриля, в то время как Джибриль – дух и принадлежит к барзаху – миру тонких световых субстанций, Тот помогает и через нашего господина Мухаммада после его перехода в барзах, так как он, избавившись от своего материального тела, вернулся к своей сути, то есть к душе, и принадлежит к миру тонких световых субстанций. Он в барзахе подобен Джибрилю и более того по единогласному мнению лучше него. Аллах помогает через обитателей барзаха из числа пророков и любимцев Аллаха (авлия), через тех, через кого Он пожелает помочь, после того как они избавятся от земной сущности, как Он оказывал помощь через Джибриля и ангелов, лишенных земной составляющей.

Иносказательно Исе, мир ему, приписывают оживление мертвых и исцеление слепых и прокаженных. Передавая его речь, Всевышний Аллах сказал в Коране (смысл): «Я исцелю слепого и прокаженного и оживлю мертвых с позволения Аллаха» (сура «аль-Имран», аят 49).

Пока любимому рабу это позволено, Аллах осуществляет некие дела через него. И нет беды в том, чтобы некий поступок иносказательно приписывать тому, через кого он осуществился. Помощь и поддержка тоже не оказываются без Божественного позволения. И нет ничего плохого в том, чтобы приписать их иносказательно тому, через кого они осуществились.

Во многих местах в текстах Корана и Сунны используется иносказание (метафора), и об этом знают все, кто обладает хоть небольшими знаниями в области языка и стилистики.

К числу таких текстов относятся слова Всевышнего (смысл) «вера которых усиливается, когда им читают Его аяты» (сура «аль-Анфаль», аят 2). Когда говорится, что вера увеличивается от чтения аята, это иносказание, так как чтение аятов – лишь внешняя причина, а на самом деле увеличивает веру Всевышний Аллах.

Сюда также относятся слова Всевышнего, передающие речь Джибриля: «чтобы даровать тебе чистого мальчика» (сура Марьям, аят 19). Приписывание дара Джибрилю – это иносказание, так как истинный даритель – Всевышний Аллах.

Сюда же относятся слова (смысл) «и исполняющими повеления» (сура «ан-Назиат», аят 5). Исполнение приписано ангелам иносказательно, так как исполнитель на самом деле – Всевышний Аллах.

Сюда же относятся слова Всевышнего (смысл) «в тот день, который заставит поседеть младенцев» (сура «аль-Музаммиль», аят 17). Действие «заставит поседеть» приписано дню метафорически, так как все свершается на самом деле Всевышним.

Сюда относятся и слова Всевышнего «Пречист Тот, Кто сотворил парами то, что растит земля, их самих и то, чего они не знают» (сура «Я Син», аят 36).  Здесь произрастание приписано земле метафорически, так как растит на самом деле Аллах. Таких текстов много, их можно узнать, исследовав это вопрос.

Достоверно, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обратился с мольбой за Хасана ибн Сабита, да будет доволен им Аллах, когда тот читал стихи в мечети Пророка, высмеивая многобожников. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Говори, и да будет с тобой Святой Дух (Джибриль)». В другой версии: «Говори, и да поддержит тебя Святой Дух». Обе версии привел имам аль-Бухари в своем «Сахих».

Так был ли Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, многобожником, когда приписал поддержку и помощь Джибрилю вместо того, чтобы приписать их Всевышнему Аллаху? Конечно, нет! Он, да благословит его Аллах и приветствует – господин единобожников, он свидетельствует, что Святой Дух и другие творения, их существование, сила и мощь – все исходит от Всевышнего Аллаха и что они сами по себе не оказывают никакого воздействия и не способны помочь или повлиять на что-то.

Это словесное отнесение действия к внешней причине – лишь метафора, и те, кто поклоняется только Аллаху, не теряют из-за этих оборотов истинную суть веры – то есть то, что лишь Всевышний Аллах проводит предопределенное и что лишь Он творит и оказывает помощь. Ведь Он творит ее руками одних Своих творений для других, и нет у Него сотоварища в царствовании и в творении. Хвала Ему, Всеведущему Творцу!

Текст седьмой

 

Всевышний Аллах сказал в Коране (смысл): «Если вы обе раскаетесь перед Аллахом, то ведь ваши сердца уже отклонились в сторону. Если же вы станете поддерживать друг друга против него, то ведь ему покровительствует Аллах, а Джибриль и праведные верующие – его друзья, а кроме того, ангелы помогают ему» (сура «ат-Тахрим», аят 4).

Покровитель, Он и есть Дарующий победу, Поддерживающий и Помогающий. Этот текст ясно говорит, что ему помогают Аллах, Джибриль и праведные мусульмане. В аяте праведные мусульмане указаны раньше ангелов, и все они названы помогающими ему и поддерживающими его.

Разве не достаточно было сказать: «Воистину, Аллах – его покровитель»? Зачем упомянута помощь Джибриля, праведных верующих и ангелов, наряду с помощью Всевышнего?

Ответ: Воистину, их поддержка и помощь Пророку, да благословит его Аллах и приветствует – это один из аспектов того, что Всевышний Аллах помогает ему в зримом мире посредством внешних причин по Своей Мудрости.

Если кто-либо скажет: «О Аллах! Помоги мне посредством Джибриля!» – или: «О Джибриль! Помоги мне!» – или: «О Аллах! Помоги мне и поддержи меня через праведных верующих и Твоих ангелов» – или: «О праведники! О ангелы! Помогите мне» – и будет убежден, что они сами по себе не способны ни на что влиять и что они всего лишь орудия, через которые Аллах проводит предписанное, он не станет многобожником, в отличие от того, что говорят невежды.

Ведь Всевышний Аллах сказал в этом аяте, что Джибриль, праведные верующие и ангелы относятся к тем, через кого Аллах помогает и поддерживает.

Текст восьмой

 

Всевышний Аллах сказал (смысл): «Воистину, к тем, которые сказали: Наш Господь – Аллах, а потом были стойки, нисходят ангелы, говоря: Не бойтесь и не печальтесь, а возрадуйтесь Раю, который был обещан вам. Мы – ваши помощники в мирской и Последней жизни» (сура «Фуссилят», аяты 30-31).

Известно, что ангелы не нисходят без веления Аллаха, потому что в Коране сказано (смысл): «Мы нисходим только по велению твоего Господа» (сура «Марьям», аят 64). Нет сомнения, что Аллах велел им успокоить верующих, и увести от них причины страха и печали, и обрадовать их Раем, и сообщить им, что они их помощники, то есть будут помогать им и поддерживать их. Это одна из сторон того, как Всевышний Аллах защищает верующих, по Его словам (смысл): «Воистину, Аллах оберегает тех, кто уверовал» (сура «Хадж», аят 38).

Всевышний Аллах говорит о Себе, что Он Попечитель тех, кто уверовал. В этом тексте Он причисляет ангелов к попечителям уверовавших и проявивших стойкость, а также называет верующих покровителями друг для друга. Все эти тексты охватывают всех верующих и касаются их всех везде: в этой жизни и в последней, так как верующие не лишаются веры с переходом в барзах, и поэтому верующие, находящиеся в барзахе, могут покровительствовать тем, кто на земле, а ангелы могут покровительствовать всем: и тем, и другим.

Покровительство правоверных и ангелов – это одно из проявлений покровительства Всевышнего Аллаха по отношению к Своим верующим рабам, и Он выделяет их этим покровительством от предвечности (азам) и навечно (абад).

Всевышний Аллах сказал (смысл): «Вашим Покровителем является только Аллах, Его Посланник и верующие» (сура «аль-Маида», аят 55). Также Он сказал (смысл): «Если они считают Аллаха, Его Посланника и верующих своими покровителями и помощниками, то ведь поборники Аллаха непременно окажутся победителями» (сура «аль-Маида», аят 56).

Тот, кто скажет: «О мои покровители из числа ангелов Аллаха и из числа Его правоверных рабов, помогите мне, одарите победой и поддержите», – тот не будет многобожником, наоборот, он действует в соответствии с явными аятами, а это совершенство веры.

Текст девятый

 

Всевышний сказал о своих приближенных и благочестивых рабах (смысл): «Для них у их Господа уготовано то, чего они пожелают» (сура «аз-Зумар», аят 34).

Аллах чист от времени и места, Аллах не охарактеризован ими, ведь они лишь созданные, возникшие рамки для всего сотворенного.

Все любимые Всевышним рабы описаны тем, что для них нечто «уготовано у Аллаха», и здесь подразумеваются Его помощь и поддержка, и такой раб будет обладать тем, чем пожелает, и нет разницы, живет он на земле или находится в барзахе. Эти люди и имеются в виду в вышеприведенном хадисе аль-кудси: «И когда Я полюблю его, Я буду его слухом и зрением». Передал аль-Бухари.

В Раю это качество будет присуще всем мусульманам, так как Всевышний сказал (смысл): «Там для них уготовано все, что они пожелают, а у Нас будет добавка» (сура «Каф», аят 35).


[1] Эти слова имама Малика привел Ибн Абдиль-Барр в книге «аль-Истизкар» сказав: «Упомянул Ибн Аби ад-Дунья, что Халид ибн Хадаш сказал: я слышал Малика ибн Анаса, который сказал: «До меня дошло, что души верующих свободны и они могут идти куда захотят». Также многие ученые упоминали это сообщение от Малика в своих книгах.

[2] Ибн аль-Кайим аль-Джавзийя в книге «ар-Рух» (с. 103) относительно возможности души сказал: «Среди вещей, которые следует знать – это то, что мы упомянули в отношении силы души, ее слабости, ее (большой или малой) величии. Таким образом у величественной и большой души есть то, чего нет у менее величественной, так же как сильно души различаются между собой в этом мире – различием в способности влиять; в силе; скорости; получении помощи и так далее. У души освободившейся из плена тела и связи с ней из распоряжения, силы, способности осуществлять, энергии, способности быстро восходить к Аллаху есть то, чего нету ничтожной души заточенной в теле. Если эта разница есть, когда души заключены в телах, то как же тогда будет, если она (душа) стала независимой, ушла из тела и все ее силы сконцентрировались, и изначально это была величественная, чистая, большая душа с сильным устремлением? Эта душа после выхода из тела обладает другой важностью и другим действием. В отношении этого мы знаем на основании передач достигших степени «таватур» о действиях душ после смерти, действиях, которые они не могли совершать, когда находились в своих телах, например, как одна, две или три души побеждали целые армии и так далее. Большое количество людей видело Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, Абу Бакра и Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, во сне, как они побеждали целые армии куфра и несправедливости. Эти армии были уничтожены, несмотря на огромную численность и слабость, и немногочисленность мусульман».

Похожие материалы