Понятие «риба» в ханафитском мазхабе

Слово «риба» в арабском языке означает любую прибавку, а в шариатской терминологии риба – это излишек, не имеющий замены, который может быть измерен узаконенными в Шариате мерами (веса, объема и т. п.), обозначенный как условие одним из участников сделки по обмену имуществом (аль-Любаб фи шарх аль-Китаб). Под «не имеющий замены» подразумевается «полученный просто так, без обмена на товар или услугу». Из этого определения исключается излишек настолько малый, что он не измеряется мерами веса или объема, а также излишек, не обозначенный как условие при сделке, например, передача дополнительного товара или денег любой из сторон после завершения сделки «просто так», в качестве подарка. Например, если вы купили килограмм помидоров за 30 рублей, а продавец после завершения сделки положил вам сверху 2 помидора просто так, то это не будет риба.
 
Существует два вида риба:
 
  • Риба аль-бей’ (ростовщичество в торговле).
  • Риба аль-кард (ростовщичество в выдаче денег или товаров в долг).
 
Оба вида однозначно запрещены Шариатом. Причем грех совершают как тот, кто дает, так и тот кто берет (деньги или товары в результате ростовщической сделки).
 
Всевышний Аллах сказал в Благородном Коране (сура «Аль-Бакара», аяты 278-279):
 
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا اتَّقُوا اللَّـهَ وَذَرُ‌وا مَا بَقِيَ مِنَ الرِّ‌بَا إِن كُنتُم مُّؤْمِنِينَ ﴿٢٧٨﴾ فَإِن لَّمْ تَفْعَلُوا فَأْذَنُوا بِحَرْ‌بٍ مِّنَ اللَّـهِ وَرَ‌سُولِهِ  وَإِن تُبْتُمْ فَلَكُمْ رُ‌ءُوسُ أَمْوَالِكُمْ لَا تَظْلِمُونَ وَلَا تُظْلَمُونَ
 
Смысл: «О те, которые уверовали, бойтесь Аллаха и оставьте то, что остаётся вам из роста (риба), если вы истинно верующие. Если же вы не сделаете это, то Аллах и Его Посланник объявляют вам войну. Но если вы покаетесь, то при вас останется только ваш капитал, чтобы вы не притесняли и вас не притесняли».
 
Пророк  сказал: «Сторонитесь семи вещей, несущих погибель!» Его спросили: «О Посланник Аллаха! Что это за вещи?» Он ответил: «Придание Аллаху сотоварища, колдовство, убийство человека, которое запретил Аллах, кроме как по праву, потребление полученного через ростовщичество, потребление имущества сироты, бегство с поля боя, обвинение в прелюбодеянии целомудренных верующих женщин» (хадис от Абу Хурейры, приводят Бухари и Муслим).
 
Передается, что Джабир  сказал: «Проклял Посланник Аллаха  получающего проценты, дающего их, регистрирующих сделку и свидетелей этого» (привел Муслим).
 
Абдуллах ибн Ханзаля передает, что Посланник Аллаха  сказал: «Один дирхам, полученный от ростовщичества, который человек потратил, зная об этом, хуже, чем совершение 63-х прелюбодеяний» (привели Ахмад и Даракутни).
 
Передается от Абу Хурейры , что Посланник Аллаха  сказал: «У ростовщичества 70 частей, и самая легкая из них как совершение прелюбодеяния сына с матерью».
 
Привел Бухари от Абу Бурда, что Абдуллах ибн Салям  сказал ему: «Если ты находишься на земле, купленной за проценты, а ее хозяин должен тебе урожай с этой земли, то не бери – поистине, это риба».
 
Ростовщичество запретно в том, что измеряется мерами веса или объема, когда товар обменивается на такой же товар с излишком.
 
Передает Абу Саид аль-Худри , что Пророк  сказал: «Золото – на золото (в хадисе опущен глагол в повелительном наклонении: меняйте золото на золото), серебро – на серебро, пшеница – на пшеницу, ячмень – на ячмень, финики – на финики, соль – на соль равноценно и из рук в руки. А тот, кто добавил или потребовал добавления, совершил ростовщичество, и дающий равен в грехе берущему» (приводит Муслим).
 
Приводит Убада ибн ас-Самит , что Пророк  сказал: «Золото – на золото, серебро – на серебро, пшеница – на пшеницу, ячмень – на ячмень, финики – на финики, соль – на соль равноценно, в одинаковом количестве из рук в руки. А когда различаются эти виды [товаров], меняйте их, как хотите, но только из рук в руки» (приводит Муслим).
 
И Пророк  упомянул эти шесть вещей, и велел обменивать их на вещи того же вида равноценно и без прибавки, и пояснил, что прибавка здесь будет ростовщической. И он разрешил обмен этих вещей на вещи другого вида с прибавкой с условием, чтобы обмен производился из рук в руки.
 
И из этих хадисов имам Абу Ханифа, рахимахуллах, вывел причину, приводящую к риба: оба товара принадлежат к одному виду и в то же время измеряются одной мерой веса или объема (оба товара измеряются, допустим, в килограммах или мешками). Дозволено производить равноценный обмен товаром одного вида, измеряемым весом или объемом. Не разрешается обменивать товар хорошего качества на товар того же вида, но плохого качества, с прибавкой. Когда к товарам не относятся упомянутые запреты (они не одного вида и не измеряются одной мерой веса или объема), то разрешается обмениваться ими с прибавкой и в рассрочку (например, разрешается обменивать мешок пшеницы на рулон ткани с отсрочкой поставки). В случае, если товары разного вида измеряются одной мерой объема, можно обменивать их друг на друга с излишком, но нельзя делать это в рассрочку (например, 1 мешок пшеницы за 3 мешка ячменя).
 
Все товары, о которых говорил Пророк , запрещая продавать их с излишком, измеряя их объем, измеряются так всегда, даже если люди в обиходе перестали их так измерять. Это четыре вещи: пшеница, ячмень, финики и соль. А то, что Пророк  запретил продавать с излишком на вес, взвешивается (даже если люди перестали это взвешивать), например, золото и серебро. А то, о чем Пророк  не упоминал, измеряется по обычаю людей.
 
В сделках по обмену денег ставится условием производить обмен на месте. А при обмене всего остального, в чем может быть риба, ставится условием определить (назвать) этот товар и не ставится условием производить обмен на месте.
 
Не разрешается обменивать пшеницу на муку или на кашу (из этой пшеницы. Также нельзя обменивать муку на кашу, поскольку пшеница, мука и каша продаются по объему).
 
Разрешается обменивать мясо на животное, по мнению Абу Ханифы и Абу Юсуфа. По мнению Мухаммада, не разрешается, кроме случаев, когда вес мяса больше веса мяса на животном.
 
По мнению имама Абу Ханифы, разрешается обменивать свежие финики на сушеные в равных объемах и виноград на изюм (по мнению же его учеников, такой обмен не разрешается; мнение Абу Ханифы является более сильным). Не разрешается обмен оливкового масла на оливки и кунжутного масла на кунжут, кроме случаев, когда масла будет больше, чем можно произвести из этого количества оливок или кунжута. Это касается любого масла и того (сока и т. п.), от чего остается жмых. И масло, содержащееся в оливках, таким образом, обменивается на соответствующее количество масла, а дополнительное количество масла обменивается на жмых (и тот остаток масла или сока, который в нем содержится).
 
Разрешается производить обмен мясом разных животных с прибавкой, а также обменивать коровье молоко на козье и уксус из фиников на виноградный уксус (с прибавкой). Разрешается обменивать хлеб на пшеницу и на муку с прибавкой (ведь хлеб измеряется не по объему, а поштучно или на вес). Нет риба между рабом и его хозяином (поскольку раб и все его имущество – собственность хозяина) и между мусульманином и кяфиром-жителем вражеской страны (так как имущество неверующих, с которыми мусульмане ведут войну, дозволено для мусульман).
Доказательства приведены из книги «Ат-Тасхиль ад-дарури ли масаиль аль-Кудури» шейха Мухаммада Ашика Иляхи аль-Барни, рахимахуллах.
Похожие материалы