Обязательность следовать сильному мнению (машхур) при вынесении фетвы

Известный ученый и муфтий, шейх ‘Улейш (1299 г. по хиджре) пишет в своей известной книге фетв под названием «Фатх уль-‘Алии аль-Малик фи’ль-фатва ‘аля мазхаб аль-имам Малик», в которой он цитирует аль-Мазири (536 г. по хиджре) после установления, что человек не может дать фетву вопреки мнению машхур:

…..أن العدول عن المشهور أو ما رجحه شيوخ المذهب الملكى من ضعف العلم و قلة الدين

«Поистине, отказ от следования мнению машхур или того, что авторитетные ученые мазхаба [такие, как Ибн Рушд (520 г. по хиджре) и другие, подобные ему] считали ар-раджих [сильным мнением] является примером упадка знания и слабости веры».

В той же самой книге шейх ‘Улейш цитирует аль-Баджи аль-Андалуси (403 г. по хиджре), который был видным ученым мазхаба, а также известен своими комментариями на «Муватту’» имама Малика:

وهذا لا خلاف فيه بين المسلين ممن يعتد به في الإجماع في منع الفتيا بغير المشهور والمقلد مثله

«И нет никаких расхождений во мнениях между учеными, (на мнения которых полагаются,) о запрете (ученых) на предоставление фетвы вопреки мнению машхур. И такое же правило действует для мукаллида».

Шейх ‘Улейш также цитирует Ибн Абу Джамра (699 г. по хиджре):

كذا يذكر عن ابن أبي جمرة أنه لايحل أن يفتى في دين الله إلا بالمشهور.

«И аналогичное (мнение) передается от Ибн Абу Джамра, что недопустимо давать фетву в религии Аллаха вопреки мнению машхур».

Шейх ’Улейш также упоминает в своей книге «Аль-Аджвиба»:

إذ يجب العمل بالراجح والمشهور مذهبنا, وإن لم نعلم دليله ولا قوّته ولا الاتفاق عليه, فإنه — أي ما ذكر من الراحج أو المشهور- حجة علينا ما دمنا في ربقة التقليد. قال ونظْرُنا في الأدلة والاتفاق والاختلاف فضول, إذ وظيفتنا مخض التقليد واتّباع الراجح أو المشهور, والله سنحانه وتعالى أعلم.

«…Поскольку каждый обязан следовать в своей практике [за мнением], которое является раджих, или машхур в нашем мазхабе [то есть в маликитском мазхабе], даже если мы не знаем ни доводов этого мнения, ни силу (этого) мнения, ни факта, что существует единодушное мнение ученых, поскольку оно [мнение раджих, или машхур] имеет убедительную власть над нами, пока мы связаны таклидом. Наше предположение (назр), основанное (базирующееся) на доказательствах и на иджме [факихов] и их разногласиях, будет вмешательством не в свое дело, поскольку наша задача — чистый таклид и следование за раджих, или за машхур. А Аллах, Который пречист от всех недостатков и Превыше всякого сравнения, знает лучше».

Шейх ‘Али аль Са’иди аль’Адави (1189 г. по хиджре), автор превосходного комментария под названием «Хашия аля Кифайятуль-Талиб ар-Раббани»:

وأما إذا كان أحدهما [أي القولان] مشهورا, فيجب العمل بالمشهور, ولا يجوز العمل بالضعيف, ولو في خاصة نفسه.

«Однако, если одно из двух противоречащих мнений, является машхур, то каждый обязан следовать в своей практике за машхур, и недопустимо следовать за слабым мнением в собственной практике».

Имам аль-Шатыби (790 г. по хиджре) в своей знаменитой работе под названием «Аль-Мувафакат» цитирует аль-Мазири — одного из самых авторитетных ученых маликитского мазхаба в его время, а также одного из ученых, на которых шейх Халиль опирался в своем «Мухтасаре»:

ولست ممن يحمل الناس على غير المعروف المشهور من مذهب مالك وأصحابه؛ لأن الورع قل، بل كاد
يعدم، والتحفظ على الدينات كذلك، وكثرت الشهوات، وكثر من يدعى العلم ويتجاسر على الفقوى فيه

«Я не (принадлежу) к тем, кто дает людям фетвы не по мнению машхур в мазхабе имама Малика и его последователей. Это потому что благочестие и богобоязненность почти совсем исчезли (в наше время) и аналогично исчезло сохранение религиозной практики. Растут суетные желания людей — появилось множество тех, кто считает себя хорошо осведомленным и дает смелые и опрометчивые фетвы.

Как упомянули эти ученые, нельзя заблуждаться, полагая, что люди в наше время имеют свободу безоговорочно руководствоваться «слабым мнением», если это не «слабое мнение», согласно которому действовали муджтахиды в фетве в пределах школы задолго до нас (такие ученые, как Ибн Рушд, аль-Мазири и другие).

Те слабые мнения, установленные муджтахидами в фетве, имеют особое состояние под названием «ما جرى به العمل», которое в целом относится к «тем слабым вариантам, которым отдано предпочтение (а не машхуру) муджтахидами в фетве в пределах мазхаба, по особой причине, в определенное время, в определенном месте и при определенных обстоятельствах».

Эти вопросы (когда слабым мнением можно руководствоваться) известны в пределах мазхаба, и это не означает, что «любым слабым мнением» можно руководствоваться при вынесении фетвы, как ошибочно считают наши современники. Фактически установленным правилом (как мы видели ранее) является то, что человеку, который не достиг уровня муджтахида фетвы, не разрешается самому применять слабое мнение, его задача состоит лишь в том, чтобы просто передать мнение машхур мазхаба имама Малика и иметь мудрость обучать других, как применять его на практике.

Мы привели в этой статье мнения лишь нескольких из многих известных ученых нашего мазхаба, живших в разных столетиях и различных местах, которые единогласно придерживались этого правила. Все же в наше время, когда священное знание уподобилось вымирающему виду, появились такие люди, которые полагают, что эти правила, установленные компетентными предшественниками, чьи знания были несомненны, к ним не относятся. Как выразился аль-Мазири, «это пример упадка знания и слабости веры».

Похожие материалы