Разъяснение принципов воспитания детей

С именем Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете и лишь к уверовавшим в мире ином. Хвала Аллаху, Господу Миров, благословение Аллаха и приветствие нашему Господину Мухаммаду правдивому, верному, и Его семейству, и сподвижникам чистым.    

Затем, это общее разъяснение принципов воспитания детей, которое я сократил из книги «Ихья Улюму д-Дин», принадлежащей Имаму аль-Газали, Доводу Ислама, и толкования на нее, принадлежащее Шарифу Алляма Муртаза Хусайни аль-Хумаму.    

Ребенок является аманатом (вверенным на сохранение) для родителей. Всевышний Аллах сказал: «О вы, которые уверовали! Защищайте себя, а также ваши семьи от ада» (Сура «Тахрим», аят 6). Как бы не защищал отец (ребенка) от огня мирского, но преимущество должно отдаваться его защите от огня мира иного. И к чему приучит отец ребенка, хорошее это или плохое, на том он и вырастет, и оба, как ребенок, так и его учитель, они получат за это награду.   

Надлежит попечителю ребенка воспитывать его и обучать благому, а также хранить его от плохих сверстников, ведь, поистине, основой воспитания детей является защита от плохих сверстников. На (попечителе) лежит обязанность обеспечить вскармливание его (ребенка) праведной (кормилицей), которая питается чистой дозволенной (пищей), ведь, поистине, в молоке, которое исходит от запретного, нет благодати, и если таким молоком будет вскормлен ребенок в период детского развития, то его природа смешается с нечистым, и она будет тогда склоняться к плохому (мерзкому).           

И скромность при тамйизе (возраст, когда ребенок отличает хорошее от плохого) – это радостная весть о совершенстве ребенка. Если он стыдится и стесняется и оставляет некоторые деяния, это ничто иное, как признак озарения светом его разума. То, что он видит некоторые вещи плохими и противоречащими другим, а также стесняется их, то это дар от Аллаха ему, и радостная весть, которая указывает на стройность его благонравия и на чистоту сердца, и значит, что он (будет) обрадован совершенством разума при достижении совершеннолетия.      

И будут его приучать к грубому пропитанию, одеянию, постели, и этикету в отношении всего этого. Шариатский этикет в отношении еды – чтобы он брал ее только правой (рукой), и говорил «С именем Аллаха», когда берет ее, и чтобы он ел то, что ближе к нему, будет ли он один или в группе людей. И чтобы он не спешил к еде раньше других людей, наоборот он должен терпеливо (ждать), прежде чем протянуть свою руку к еде, пока не протянет другой. И чтобы он не смотрел много на еду, и на того, кто ест. Чтобы спешил (не затягивая) при трапезе, и чтобы хорошо разжевывал еду зубами, и чтобы не отправлял один за другим  (без остановки) кусочки в рот. Поистине все это плохие качества, низость эго (нафс) и стремления. И также – чтобы он касался еды не иначе как тремя пальцами, и так, чтобы ничего не попало на одежду.            

И будет ему прививаться порицание чревоугодия таким образом, чтобы уподобить животным тех, кто ест слишком много, и поистине, ребенок своим различением постигнет, что уподобление животным порицаемо.  И также будут порицать перед ним ребенка, который много ест, и будут (наоборот) хвалить воспитанного, который мало ест. И тогда ты увидишь, как он всегда склоняется к похвальному и отстраняется от порицаемого.        

И (будет прививаться ему) осуждение любви к золоту и серебру, и стремления к этим вещам. И от них остерегать будут больше, чем остерегают от змей и скорпионов. Поистине, беда любви к золоту и серебру, как и стремление к ним, больше, чем вред яда для детей, как и для взрослых тоже.           

Будут также прививать ему нежелательность брать что-либо у других. Напротив, приучат его, что возвышение в том, чтобы давать другому, а не в том, чтобы брать от другого, и что брать у другого – это низость. Если же будет он из детей бедняков, то обучат его, что брать у других и ждать чего-либо от других есть унижение, и что это является чертой собаки, которая является одним из самых подлых животных. Поистине, это она виляет хвостом, ожидая кусочек чего-либо.           

И будут также прививать порицание красочной одежды, и убеждать его в том, что это деяние женщин и гермафродитов, подобных женщинам, и что мужчины будут пренебрегать этим и отворачиваться от этого. И это будет повторяться ему, пока не проникнет в него.          

И защитят его от дружбы с детьми, приученными к наслаждениям, роскоши и ношению кичливой одежды. Поистине, это приведет его к тому, что он будет требовать от родителей, чтобы ему покупали что-то подобное этому одеянию. И сохранят его от любовной поэзии, в которой есть упоминание любви и влюбленных, рассказы о них и о том, что произошло с ними. Поистине, это приведет его к уподоблению им неестественным образом.   

И сохранят его также от смешения с писателями, которые утверждают что они поэты, и что в их произведениях есть остроумие и мягкость характера. Поистине, это посеет в сердце ребенка зерно безнравственности, и удалить его оттуда потом будет трудно.           

И защитят его от всего, кроме Корана, затем Сунны, а затем жизнеописаний праведников, и будут поощрять его за каждое восхваляемое качество, и будут хвалить за это перед людьми, поистине, он из-за этого полюбит хорошие дела. И следует прощать его упущения, а если он возвратится к ним, то надо упрекнуть наедине, но не слишком часто, иначе станет легким для него упрек (не будет чувствовать). 

Пусть отец будет постоянным в назидательном разговоре с ним, и чтобы упрекал его не часто, но достаточно для того, чтобы у ребенка был постоянный страх перед отцом в сердце.

А матери необходимо, чтобы она пугала его отцом и остерегала от порицаемого, так как ребенок боится отца больше, чем мать, ведь она мягка к нему по природе своей.       

Также будут препятствовать роскошному сну ребенка в мягких постелях, чтобы не смягчилось его тело, иначе потом он не сможет проявлять терпение в роскоши. Напротив, его будут приучать к строгости в постели, в одежде и в еде, чтобы он не ленился, и чтобы не пропала его сила. Так же будут запрещать ему гордиться чем-либо. 

Ребенка приучат к скромности и к почтению по отношению к близким. Он не должен плевать, высмаркиваться и зевать в чьем-либо присутствии, а если возникнет необходимость, то он должен сдерживать это. Также ему будут запрещать сидеть, положив ногу на ногу, и будут обучать сидеть всегда на коленях, как он садится в намазе, и чтобы он не подымал одно из колен, не сидел, скрестив ноги, и не сидел на одной ягодице.    

Ему запретят излишнюю болтовню, и разъяснят, что она указывает на бесстыдство, и что это обычай невоспитанных детей. И приучат его, чтобы не говорил иначе, кроме как отвечая на речь, и чтобы говорил коротко, соразмерно вопросу. Также следует его приучать хорошо слушать, сколько бы не говорил другой человек, будь он хоть немного старше его по возрасту. 

Изредка будет даваться ему возможность поиграть в хорошую игру в качестве отдыха от постоянного воспитания. Поистине, если постоянно запрещать ребенку играть и обременять его учебой, это приведет к умерщвлению его сердца, испортит его проницательность, затупит его понимание и испортит жизнь ему, и даже возможно он будет искать уловки, чтобы вообще оставить учебу.        

Его обучат необходимости подчинения родителям и учителю, а также необходимости почтительности к ним и ко всем, кто старше ребенка по возрасту, будь это кто-то из близких (родственники) либо чужих, и чтобы ребенок смотрел на них почтительным взглядом. 

Повелят ему совершать намаз с семи лет из-за слов Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Повелевайте своим детям (совершать) намаз (когда) им семь лет, и побивайте за невыполнение его (когда) им десять лет, и разделяйте между ними в ложах», и обучат очищению по шариату, и не будут снисходительным к нему, если он оставит это. 

И когда ребенок будет приближаться к совершеннолетию, ему будут давать дела, чтобы он изучал все, в чем он нуждается из подобных дел в пределах шариата. Его необходимо предостерегать в частности от воровства, ведь, поистине, природа детей склоняется к этому часто, а также от принятия запретной пищи, от лжи в словах, от вероломства и обмана и всех низких качеств, что преобладают над детьми. Если таким будет развитие его в детстве, то по мере приближения совершеннолетия необходимо, насколько это будет возможным, чтобы он детальнее изучил все эти вещи.              

Его известят, что цель потребления еды состоит в усилении тела ради подчинения Господу, и что смерть обрубает мирские наслаждения, и что разумный ожидает смерть каждый час, и  что он собирает пропитание для своей следующей жизни (ахират), а эту жизнь (дунья) воспринимает как мост, по которому проходят, но на котором не оседают. И что праведные дела берутся соразмерно пропитанию, которое приведет его в путешествии к последующей жизни (ахират), до тех пор, пока не возвысится его степень перед Аллахом, и в Раю для него увеличат Его блага.          

Если развитие его будет праведным, то утвердится все это в его сердце, как насечка на камне, так что не сотрется никогда. А если же развитие его будет противоположным этому, если ребенок полюбит игры и мерзость, наглость, незначительность стеснения и плохую еду, одежду, украшения и кичливость, тогда сердце его воспротивится принятию истины. Первые (в жизни) дела это то, что нужно непременно учесть. Поистине, ребенок создан по своей сущности принимающим как благое, так и плохое, и именно родители склоняют его к одной из сторон. Поистине, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Каждый ребенок рождается в естестве (фитра), а уже его родители делают его иудеем, либо христианином, либо огнепоклонником».          

Поистине, Сахль ибн Абдуллах ат-Тустари вставал ночью, когда ему было 3 года, чтобы посмотреть  на намаз своего дяди Мухаммада ибн Сивара Басрий, и дядя сказал ему: «Не поминаешь ли ты Аллаха, который сотворил тебя?». Сахль спросил его: «Как мне его поминать?». Ответил ему дядя: «Скажи в своем сердце, не шевеля языком: Аллах со мной, Аллах смотрит на меня, Аллах видит меня». Затем сказал ему: «Говори это каждую ночь 7 раз». И он говорил это, а затем узнал его дядя про его состояние, и сказал ему: «Говори это каждую ночь 11 раз». И обнаружил он сладость в этом и начал постоянствовать на этом каждую ночь. Спустя год сказал ему дядя: «Заучи то, чему я тебя обучил, и постоянствуй на этом, пока не зайдешь в могилу. Поистине, это принесет пользу тебе в этом мире и на том свете», указывая тем самым, что посредством этого он постигнет оживление сердца и познание, а сердце познавшего не умирает. Наоборот, оно не перестает быть живым в могиле и не прекращается от него (сердца) поддержка. Затем сказал ему: «Тот с кем будет Аллах, Смотрящий на него, Видящий его, разве ослушается он Аллаха?! Остерегайся ослушания». 

Сахль заучил Коран в возрасте около семи лет, он постился в течение года, пропитанием его был ячмень, и выстаивал он всю ночь в молитве. История эта была приведена с целью побудить к тому, что первые дела (хорошие качества), если их соблюдать, то последуют за ними плохие (то есть, если у человека качества хорошие, то и его плохие качества будут следовать за хорошими).

Благословение Аллаха нашему Господину Мухаммаду, его семейству и сподвижникам, и многократное приветствие им.

Похожие материалы