Каждый может стать хафизом. Хадисы о достоинстве Священного Корана

عن أبي أمامة رضي ﷲ عنه قال سمعت رسول ﷲ صلى ﷲ عليه وسلم يقول اقرؤا القرآن فإنه يأتي يوم القيامة شفيعا لأصحابه رواه

مسلم

Сообщается, что Абу Умама  сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха  (мир ему и благословение Аллаха)  сказал: «Читайте Коран, ибо, поистине, в День воскресения он явится как заступник за тех, кто его читал»»[1].

وعن النواس بن سمعان رضي ﷲ عنه قال سمعت رسول ﷲ صلى

ﷲ عليه وسلم يقول يؤتى يوم القيامة بالقرآن وأھله الذين كانوا يعملون به في الدنيا تقدمه سورة البقرة وآل عمران تحاجان عن

صاحبھما رواه مسلم

Сообщается, что ан-Наввас ибн Сам’ан  сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «В День воскресения приведут Коран и тех, кто в этом мире поступал согласно его (установлениям), а впереди него будут идти суры «Корова» и «Семейство Имрана», которые станут (выдвигать аргументы в пользу) тех, кто придерживался их»»[2].

وعن عثمان بن عفان رضي ﷲ عنه قال قال رسول ﷲ صلى ﷲ  عليه وسلم خيركم من تعلم القرآن وعلمه رواه البخاري

Передают со слов Усмана ибн Аффана, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Лучшими из вас являются те, кто изучает Коран и учит ему (других)»[3].

وعن عائشة رضي ﷲ عنھا قالت قال رسول ﷲ صلى ﷲ عليه

وسلم الذي يقرأ القرآن وھو ماھر به مع السفرة الكرام البررة والذي  يقرأ القرآن ويتتعتع فيه وھو عليه شاق له أجران رواه مسلم

Передают со слов Аиши, да будет доволен ею Аллах, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто читает Коран, являясь искусным в этом, (будет) с благородными и покорными писцами, а тому, кто читает Коран, запинаясь и испытывая при этом затруднения, (уготована) двойная награда»[4].

وعن أبي موسى الأشعري رضي ﷲ عنه قال قال رسول ﷲ صلى ﷲ عليه وسلم مثل المؤمن الذي يقرأ القرآن مثل الأترجة ريحھا طيب وطعمھا حلو ومثل المؤمن الذي لا يقرأ القرآن كمثل التمرة لا ريح لھا وطعمھا حلو ومثل المنافق الذي يقرأ القرآن كمثل الريحانة ريحھا طيب وطعمھا مر ومثل المنافق الذي لا يقرأ القرآن كمثل  الحنظلة ليس لھا ريح وطعمھا مر متفق عليه

Передают со слов Абу Мусы, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Верующий, который читает Коран, подобен сладкому лимону, обладающему приятным запахом и вкусом, а верующий, который не читает Коран, подобен финику, не обладающему запахом, но сладкому на вкус. Лицемер, который читает Коран, подобен базилику, обладающему приятным запахом, но горькому на вкус, а лицемер, который Коран не читает, подобен колоквинту, не обладающему запахом и горькому на вкус»[5].

وعن عمر بن الخطاب رضي ﷲ عنه أن النبي صلى ﷲ عليه وسلم

قال إن ﷲ يرفع بھذا الكتاب أقواما ويضع به آخرين رواه مسلم

Передают со слов Умара ибн аль-Хаттаба, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, одних людей Аллах возвысит посредством этой Книги, а других – унизит»[6].

وعن ابن عمر رضي ﷲ عنھما عن النبي صلى ﷲ عليه وسلم قال

لا حسد إلا في اثنتين رجل آتاه ﷲ القرآن فھو يقوم به آناء الليل وآناء النھار ورجل آتاه ﷲ مالا فھو ينفقه آناء الليل وآناء النھار متفق عليه والآناء الساعات

Передают со слов Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не следует завидовать никому, кроме (отличающихся) двумя (свойствами): человеку, которому Аллах даровал знание Корана и который читает его ночью и днём, и человеку, которому Аллах даровал богатство и который расходует его ночью и днём»[7].

وعن البراء بن عازب رضي ﷲ عنھما قال كان رجل يقرأ سورة الكھف وعنده فرس مربوط بشطنين فتغشته سحابة فجعلت تدنو وجعل فرسه ينفر منھا فلما أصبح أتى النبي صلى ﷲ عليه وسلم فذكر له ذلك فقال تلك السكينة تنزلت للقرآن متفق عليه الشطن بفتح

الشين المعجمة والطاء المھملة الحبل

Сообщается, что аль-Бара ибн Азиб, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «(Как-то раз, когда) один человек читал суру «Пещера», а рядом с ним находилась привязанная двумя верёвками лошадь, его (неожиданно) окутало какое-то облако, которое стало приближаться к нему. Что же касается лошади, то она испугалась. А наутро (этот человек) пришёл к Пророку (мир ему и благословение Аллаха), рассказал ему об этом, и

(Пророк (мир ему и благословение Аллаха)) сказал: «Это было спокойствие (сакина), которое снизошло (на тебя) свыше благодаря (чтению) Корана»» (Бухари; Муслим).

وعن ابن مسعود رضي ﷲ عنه قال قال رسول ﷲ صلى ﷲ عليه وسلم من قرأ حرفا من كتاب ﷲ فله حسنة والحسنة بعشر أمثالھا لا أقول الم حرف ولكن ألف حرف ولام حرف وميم حرف رواه

الترمذي وقال حديث حسن صحيح

Передают   со    слов    Ибн    Мас’уда,    что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тому, кто прочтёт хотя бы одну букву из Корана, (запишется одно) доброе дело, а за (каждое) доброе дело (воздается) десятикратно, и я не говорю, что «Алиф, Лям, Мим» – это одна буква, нет, «Алиф» – буква, «Лям» – буква и «Мим» – буква»  (Этот хадис приводит ат-Тирмизи, который сказал: «Хороший достоверный хадис»).

وعن ابن عباس رضي ﷲ عنھما قال قال رسول ﷲ صلى ﷲ عليه وسلم إن الذي ليس في جوفه شيء من القرآن كالبيت الخرب رواه

الترمذي وقال حديث حسن صحيح

Передают со слов Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот (человек), в котором нет ничего из Корана, подобен разрушенному дому»[8].

وعن عبد ﷲ بن عمرو بن العاص رضي ﷲ عنھما عن النبي صلى ﷲ عليه وسلم قال يقال لصاحب القرآن اقرأ وارتق ورتل كما كنت

ترتل في الدنيا فإن منزلتك عند آخر آية تقرؤھا رواه أبو داود

والترمذي وقال حديث حسن صحيح

Передают со слов Абдуллаха ибн Амра ибн альАаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Знавшему Коран будет сказано: «Читай, восходи и отчётливо произноси слова (раттиль), как ты делал это в земной жизни, и, поистине, твоё место будет соответствовать последнему прочтённому тобою аяту»»[9].

عن أبي موسى رضي ﷲ عنه عن النبي صلى ﷲ عليه وسلم قال تعاھدوا ھذا القرآن فوالذي نفس محمد بيده لھو أشد تفلتا من الإبل

في عقلھا متفق عليه

Передают со  слов Абу Мусы, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Читайте этот Коран неуклонно, ибо клянусь Тем, в Чьей длани душа Мухаммада, поистине, ускользает он быстрее, чем верблюды (избавившиеся) от своих пут»[10].

وعن ابن عمر رضي ﷲ عنھما أن رسول ﷲ صلى ﷲ عليه وسلم

قال إنما مثل صاحب القرآن كمثل الإبل المعقلة إن عاھد عليھا

أمسكھا وإن أطلقھا ذھبت متفق عليه

Передают со слов Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, человек, помнящий Коран наизусть, подобен хозяину верблюдов со спутанными ногами: если он будет (всё время держать своих верблюдов в подобном положении), то удержит их, а если отпустит их, они убегут»[11].

عن أبي ھريرة رضي ﷲ عنه قال سمعت رسول ﷲ صلى ﷲ عليه وسلم يقول ما أذن ﷲ لشيء ما أذن لنبي حسن الصوت يتغنى بالقرآن يجھر به متفق عليه معنى أذن ﷲ أي استمع وھو إشارة إلى

الرضى والقبول

Сообщается, что Абу Хурайра  сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Аллах ничему не внимает так, как внимает Он обладающему красивым голосом Пророку, который вслух читает Коран нараспев»»[12].

وعن أبي موسى الأشعري رضي ﷲ عنه أن رسول ﷲ صلى ﷲ

عليه وسلم قال له لقد أوتيت مزمارا من مزامير آل داود متفق عليه وفي رواية لمسلم أن رسول ﷲ صلى ﷲ عليه وسلم قال له لو

رأيتني وأنا أستمع لقراءتك البارحة

Передают со слов Абу Мусы, что (однажды) Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал ему: «О Абу Муса, тебе была дарована свирель из числа свирелей семейства      Дауда»[13].

В той версии этого хадиса, которую приводит Муслим, сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал (Абу Мусе ): «Видел бы ты меня, когда вчера я слушал твоё чтение!»

وعن البراء بن عازب رضي ﷲ عنھما قال سمعت النبي صلى ﷲ عليه وسلم قرأ في العشاء بالتين والزيتون فما سمعت أحدا أحسن

صوتا منه متفق عليه

Сообщается, что аль-Бара ибн Азиб, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Я слышал, как во время вечерней молитвы Пророк (мир ему и благословение Аллаха) читал (смысл): «Клянусь смоковницей и оливой…», – и не приходилось мне слушать человека с более приятным голосом, чем у него»[14].

وعن أبي لبابة بشير بن عبد المنذر رضي ﷲ عنه أن النبي صلى ﷲ عليه وسلم قال من لم يتغن بالقرآن فليس منا رواه أبو داود بإسناد

جيد ومعنى يتغنى يحسن صوته بالقرآن

Абу Любаба Башир ибн Абдуль-Мунзир  передал, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не относится к нам тот, кто не читает Коран нараспев»[15].

وعن ابن مسعود رضي ﷲ عنه قال قال لي النبي صلى ﷲ عليه وسلم اقرأ علي القرآن فقلت يا رسول ﷲ أقرأ عليك وعليك أنزل قال إني أحب أن أسمعه من غيري فقرأت عليه سورة النساء حتى جئت إلى ھذه الآية ” فكيف إذا جئنا من كل أمة بشھيد وجئنا بك على ھؤلاء شھيدا ” قال حسبك الآن فالتفت إليه فإذا عيناه تذرفان متفق

عليه

Сообщается, что Абдуллах ибн Мас’уд  сказал: « (Однажды) Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал мне: «Почитай мне (Коран)». Я сказал: «Как же я буду читать его тебе, когда он был ниспослан тебе?!» – (однако Пророк ) сказал: «Поистине, я люблю слушать его от другого». И я стал читать ему суру «Женщины», а когда дошёл до (того аята, в котором сказано – смысл): «А как же, когда приведём мы от каждой общины свидетеля и приведём тебя как свидетельствующего против ниx?!» – он сказал: «Теперь довольно», – а я повернулся к нему, и оказалось, что глаза (Пророка ) полны слез»[16].

وعن أبي ھريرة رضي ﷲ عنه قال قال رسول ﷲ صلى ﷲ عليه وسلم وما اجتمع قوم في بيت من بيوت ﷲ يتلون كتاب ﷲ ويتدارسونه بينھم إلا نزلت عليھم السكينة وغشيتھم الرحمة وحفتھم

الملائكة وذكرھم ﷲ فيمن عنده رواه مسلم

Передают со слов Абу Хурайры, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда бы ни собирались люди в одном из домов Аллаха, где они совместно читают и изучают Книгу Аллаха, обязательно нисходит на них спокойствие, и покрывает их милость, и окружают их ангелы, и поминает их Аллах среди тех, кто находится пред Ним»[17].

[1] Муслим.

[2] Муслим.

[3] Бухари.

[4] Муслим.

[5] Бухари; Муслим.

[6] Муслим.

[7] Бухари; Муслим.

[8] Этот хадис приводит ат-Тирмизи, который сказал: «Хороший достоверный хадис».

[9] Этот хадис приводят Абу Дауд и ат-Тирмизи, который сказал: «Хороший достоверный хадис».

[10] Бухари; Муслим.

[11] Бухари; Муслим.

[12] Бухари; Муслим.

[13] Бухари; Муслим.

[14] Бухари; Муслим.

[15] Этот хадис с хорошим иснадом приводит Абу Дауд.

[16] Бухари; Муслим.

[17] Муслим.

Похожие материалы